Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

понедельник, 4 января 2016 г.

Всеволод Соловьёв. Хроника четырёх поколений. Книга вторая. Вольтерьянец

Вторая книга пятитомной исторической эпопеи оказалась ещё интереснее, чем первая. И, если первую читала, скорее, с любопытством, то вторая поглотила меня полностью. И тому было сразу несколько причин.

Во-первых, я стала обращать на удивительное сочетание в романе вымышленных и реальных персонажей. Причём, вымышленные оказались настолько реальны, что понимаю: у них должны быть исторические прототипы. Пусть это даже собирательные образы. У меня вдруг возник интерес к этому периоду в истории (в годы учёбы в школе и институте он меня как-то оставил достаточно равнодушным, мне всегда как-то ближе была история XIX столетия), понимание ограниченности своих знаний, потребности развести художественный вымысел, опирающийся на взгляды писателя (о, это предмет отдельного интереса) и исторические факты.

Во-вторых, размышляя над историческим контекстом романа, я сделала для себя несколько открытий. К примеру, совершенно иным предстал образ цесаревича, а потом и императора Павла I, в отношении которого у меня с юности был заложен достаточно односторонний стереотип. Нет, я не могу сказать, что художественное произведение оказалось способным его разрушить, но сделать более многомерным  однозначно.


В-третьих, я всерьёз задумалась над личностью автора эпопеи. Сын знаменитого историка Сергея Соловьёва, выросший в окружении историков и писателей середины XIX столетия — вот оно, знание истории и потребность в творческом самовыражении. Кроме того, его брат, Владимир Соловьёв, был не только философом-западником (я пока не определилась, каких взглядов в романе больше: временами автор показывает западнические настроения, но нередко крайне негативно пишет о происходивших в Европе переменах, довольно сдержанно описывает либеральные идеи, уже тогда посещавшие отдельных представителей дворянства; одно для меня очевидно — автор пишет с любовью к России, к её истории), но ещё и увлекался мистицизмом. И вот это влияние младшего брата я почувствовала в "Вольтерьянце" через то, как он детально описывает серьёзность отношения цесаревича и его семьи к снам, предчувствиям, их связи с реальностью.

В-четвёртых, у романа очень динамичный сюжет, развивающийся сразу по нескольким линиям. Любовь главного героя Сергея Горбатова, вернувшегося в Россию после службы сначала во Франции, а потом и в Англии — любовь юношеская, только укрепившаяся в нём после возвращения на Родину, но омрачённая грехами юности: простит ли его любимая? Сохранила ли она свои чувства к Сергею? Смогут ли они быть счастливы вместе? Козни, месть Сергею со стороны Платона Зубова, одного из любимцев императрицы — именно по его прихоти Горбатову долго не давали вернуться в Россию, не может успокоиться он и спустя годы. Достигнет ли его месть своей цели? Удастся ли Зубову увидеть падение Сергея, сможет ли он унизить его, обладая таким могуществом при дворе? Попытка Екатерины устроить брак старшей дочери Павла (ещё ребёнка, ей всего 13 лет!) со шведским королём. Вспыхнувшая любовь юного короля и дочери Павла с одной стороны, и политические цели, для достижения которых устраивается этот брак — с другой, где люди, их чувства лишь средство. Екатерина II и Павел I: последние годы целой эпохи матери и короткое царствование сына, их цели, устремления, иллюзии и реальность.

В-пятых, роман заставляет читателя размышлять над вечными ценностями, демонстрируя ему нравственную чистоту одних героев и аморальность других. Любовь и измена, преданность и предательство, семья и карьера. Это литература, которая воспитывает.

После первой книги боялась разочароваться и не довести до финала чтение всей эпопеи. Пока такого желания не возникает. Сразу по окончании чтения второй книги, взялась за третью.

Купить книгу на Озоне >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий