Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

вторник, 13 декабря 2016 г.

Никола Юн. Весь этот мир


Ждала выхода этой книги, читала отзывы и понимала, что очень хочу прочитать. Мне очень интересно, что происходит сегодня в мире литературы для подростков. Не могу сказать, что прочитала на одном дыхании (как пишут в отзывах прочитавшие книгу), какое-то время сюжет казался хоть и необычным, но предсказуемым, а ситуации, в которые попадали герои, искусственными, надуманными. То же самое говорила и моя 14-летняя дочь, читавшая первую половину книги со словами: "Нет, ну, понятно же, что будет так и эдак!". Оказалось, нет, не будет. В какой-то момент чтения ты словно удар по голове получаешь, понимая, что можно было ожидать любого развития событий, только не того, что в книге. Если обычно я читаю книги для подростков для того, чтобы лучше понимать подростков (ну, по крайней мере я так себе говорю), то эту книгу надо читать всем: подросткам — для того, чтобы лучше понимать своих родителей, родителям подростков — для того, чтобы лучше понимать, что происходит с ними, когда их дети вырастают.

В книге очень мало героев. Тем интереснее наблюдать за каждым из них по ходу развития сюжета.

Мэделайн Уиттиер, 18 лет, девушка, страдающая редким заболеванием, из-за которого она не покидает пределов своего дома.
Я больна одной из форм тяжёлой комбинированной иммунной недостаточности (ТКИН), известной также как "синдром мальчика в пузыре". Проще говоря, у меня аллергия на мир.

Мама Мэделайн, терапевт. Потеряв в автомобильной катастрофе мужа и сына, осталась вдвоём с больной дочерью, и очень боится потерять и её.
Мама превратила мою спальню в больничную палату. Я полулежу на подушках в кровати, под капельницей. Меня окружает аппаратура. Я не ем ничего, кроме желе. Всякий раз, когда я  просыпаюсь, мама рядом.

Карла, медсестра Мэделайн. Находится рядом с ней постоянно, следит за показателями жизнеобеспечения, рассказывает о своей дочери Розе. Мэделайн привязана к ней так же сильно, как и к матери.
Каждый день ты просыпаешься и учишься чему-то новому. Каждый день находишь поводы для радости. Каждый день улыбаешься мне. Ты больше переживаешь за свою мать, чем за саму себя.

Олли, новый сосед семьи Уиттиер, поселившийся в доме напротив. Сначала Мэделайн наблюдает за ним из окна. Затем они начинают переписываться через интернет. Затем....ну, я думаю вы сами уже догадались: молодые люди влюбляются друг в друга.
Пять слогов вот тут 
А ниже ещё семь 
Я люблю тебя мэдди

Сначала я думала, что эта книга — об "особом" ребёнке, о девушке-инвалиде, которая в силу своей болезни не может вести такую же жизнь, как большинство её сверстников. О том, что мы должны понимать, что где-то совсем рядом с нами есть такие люди. О том, что они такие же, как и мы, но всё же другие. Книг такой тематике сегодня немало в подростковой литературе. Но оказалось, что эта книга совсем о другом. Она о любви. О любви девушки, запертой в четырёх стенах. Её любви к людям, которые посвятили ей свою жизнь и помогают ей выжить — к матери и медсестре. О любви к миру, который она знает только по книгам и онлайн-лекциям, и который очень хочет (но не может!) узнать лучше. О любви к парню, с которым хочет быть вместе, но как им быть вместе, если она больна? О любви мамы Мэдди к мужу и сыну, которых она скоропостижно потеряла, после чего Мэдди досталось любви за троих.
...любовь — ужасная, ужасная вещь. Любить кого-то так исступлённо, как любит меня мама, — это, наверное, всё равно что носить своё сердце вне тела. Любовь  — ужасная вещь, но потерять её  — ещё хуже.
Любовь — лекарство или проклятие?

А ещё эта книга — о том, как связаны любовь и свобода. О том, как важно вовремя давать свободу своим детям. Что любовь к ним — это не создание стерильной среды, в которой ничего не случится, это скорее любовь к себе. Ограничивая свободу своих детей, мы создаём иллюзию заботы о них. Эта потребность родителей — мнимая. Ограничивая свободу своих детей, мы проявляем заботу не о них, а о себе, даже бросая словечки типа "Я же в твоих интересах это делаю!". Нет, не в их, а в своих интересах. Нам так спокойнее, мы считаем, что раз мы старше, а потому лучше знаем, что нужно нашим детям. Мы хотим уберечь их от ошибок, от болезней... от жизни? Ограничивая свободу детей, мы избавляем их от ответственности за то, что они делают. Но разве мы в данном случае проявляем ответственность?

В отзывах пишут об этой книге как о светлой, наполненной надеждой, с позитивным концом. У меня же остались противоречивые чувства. Да, у всех главных героев появляется шанс начать новую жизнь. Но смогут ли они это сделать? Я не знаю, кого мне жаль больше: Мэделайн или её маму? Как они будут жить дальше, после всех событий, которые произойдут в книге (не хочу спойлерить, читайте, оно того стоит)? Смогут ли они понять друг друга? А поняв, простить (считаю, что у каждой из них есть что-то, требующее раскаяния)?

И ещё я постоянно думала: ну, неужели совсем никто не видел, что происходит в этой семье? Неужели не нашлось никого, кто бы смог поддержать маму Мэделайн после страшной трагедии, унесшей жизни её близких? Или мы настолько равнодушны и замкнуты на своих проблемах. А потому не замечаем, что таких семей, как семья Олли (у которого, как оказывается, тоже не всё гладко), вокруг очень много — неужели увидеть это способна только девушка, закрытая в четырёх стенах?

Первый раз прочитала очень спокойно. Потом захотелось ещё раз перечитать концовку — последние ...дцать страниц, где события закручиваются в стремительном вихре. И рыдала над каждой строчкой. Люди, берегите своих близких. Но давайте им свободу. И чаще оглядывайтесь вокруг: вдруг совсем рядом есть совсем не чужой  вам человек, которому очень нужна ваша помощь.

А ещё книга оригинально иллюстрирована — все рисунки выполнены мужем автора. Текст книги прерывается зарисовками из дневника Мэдди, скринами электронной почты, перепиской из чата и т. п. Вот лишь один пример части разворота.


Купить книгу на Озоне >>>
Почитать описание и купить на сайте издательства >>>

4 комментария:

  1. Мария, спасибо за рассказ о такой книге и за глубокий и содержательный отзыв. Ваши размышления о любви и свободе мне очень важно было прочитать именно как матери взрослых детей. То, что Вы пишете, справедливо, и умом мы все это понимаем. А я не раз говорила об этом своим родителям на собраниях. Но как непросто руководствоваться этим правилом в собственной жизни. Наверное, стОит иногда услышать это со стороны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот поэтому я и люблю книги для подростков: они позволяют посмотреть со стороны на свою подрастающую дочь, на её проблемы, на мои взаимоотношения с ней.

      Удалить
  2. Спасибо, что рассказываете нам об интересных книгах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да вот, к сожалению, уже полгода не могу войти в свой обычный ритм написания отзывов. Столько книг прочитано, но отзывы так и не написаны. И тяготит это меня, но пока справиться не могу.

      Удалить