Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

среда, 11 февраля 2015 г.

Давайте дружить семьями! Ну, то есть, проектами!

Вчера днём у меня появилась очередная возможность рассказать о нашем проекте. По приглашению +Елена Смутнева, одного из координаторов проекта "Книжный шкаф поколения NEXT", я проводила вебинар, на котором рассказывала о том, как появилась идея проекта, в чём он заключался, в каких формах осуществлялась активность его участников и каких результатов удалось достичь.

Презентация к вебинару


Запись вебинара

Интерес к вебинару оказался очень высоким. Виртуальная комната, где проходил вебинар, оказалась заполнена — все 100 мест были заняты, причём, в некоторых случаях под одной учётной записью вебинар смотрели несколько человек. География участников тоже потрясает: Орловская, Сахалинская, Тверская, Тульская области, Приморский край и т. д. При этом аудитория участников была очень позитивной, люди пришли учиться, узнать что-то новое и полезное для популяризации детского и подросткового чтения в регионах. Чат практически не умолкал: реплики, вопросы, благодарности — спасибо огромное всем участникам за потрясающую обстановку на вебинаре, мне было очень легко и приятно работать с вами и для вас.

Пока готовилась и проводила вебинар, задумалась: как-то так получилось, что информация о межрегиональном сетевом проекте "Книжный шкаф поколения NEXT" прошла мимо участников нашего проекта. Однако, ещё не поздно присоединиться к нему, тем более, что у некоторых наших "сообщников" накоплен интересный опыт по работе с художественными текстами, опыт по приобщению детей и подростков к чтению. Проект очень интересен тем, что для взрослых организуется серия бесплатных вебинаров (если вы подключитесь к проекту сейчас, то все прошедшие вебинары сможете посмотреть в записи). А для школьников разных возрастных категорий в рамках проекта проводится конкурс с реальными призами. Кроме того, одним из координаторов проекта является наша "сообщница" +Елена Квашнина. Поэтому, коллеги, присоединяйтесь!
  • Блог проекта "Книжный шкаф поколения NEXT" >>>
  • Группа проекта в Фейсбуке >>> 

Одним из условий участия в вебинарах проекта является выполнение заданий ведущего. Мне было предложено задать участникам вебинара несколько вопросов с помощью Google-формы. Первый вопрос, который я задала, — "Что общего между проектом "Читать не вредно — вредно не читать" и проектом "Книжный шкаф поколения NEXT"? Приведу несколько ответов участников вебинара.
  • Эти проекты  площадки для общения, познания, обучения, осмысления. Учат не только читать, но и делать выводы, осмыслять. Нет возрастных ограничений, нет границ для творчества. Максимально полезные проекты. Спасибо организаторам!
  • В центре любой деятельности в рамках обоих проектов находится КНИГА и ЧТЕНИЕ. От нее исходят и к ней возвращаются все посылы наших интеллектуальных действий. Далее — оба проекта направлены на формирование привычки правильного, вдумчивого чтения, умения рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы — читать между строк и за строками. Глубокое чтение в обоих проектах подтверждается генерированием новых идей, получением новых знаний, повышением уровня своего образования. Читательские дневники и обратная связь, разноформатные отзывы о прочитанных книгах позволяют в обоих проектах делиться друг с другом прочитанным, оформлять свои мысли и общаться на близкие темы. В процессе постижения нового неизбежно возникают трудности, которые требуют преодоления. Изучение и применение онлайн сервисов, создание и регулярное ведение блогов — это достаточно нелёгкий, но интересный труд, по итогам которого получается продукт, который позволяет гордиться проделанной работой. А это — успешная мотивация для дальнейшего развития своей личности, личности читателя, шаг к тому, чтобы процесс чтения и работу библиотеки в целом превратить в увлекательное и полезное занятие.

Второй вопрос, на который должны были ответить участники
Как вы считаете, в чём причины популярности проекта "Читать не вредно — вредно не читать"? И вновь — несколько фрагментов из анкет.
  • Участник ставит перед собой цель, которую хочет достичь. И самое главное, участие принимают по желанию, а не по рекомендации свыше. Значит, это интересно
  • В его случайном появлении, построении на энтузиазме участников, никаких формальных ограничений (по возрасту, территории и т.д.)
  • На мой взгляд, очень важно, что это личная инициатива учителей, шла от души, не была навязчивой, но очень манящей и привлекательной, отпущена в свободный полёт. Разве не интересно ученикам узнать о книгах, которые читает учитель, классный руководитель? А что нам слабо? Это чувство единения одним делом, приключением, если хотите, гонкой за лидером, желанием найти интересную книгу, использовать свои знания различных технологий, умения творить. Обычно все проекты в школе носят добровольно-принудительный порядок. Во всяком случае, я свидетель именно такого развития событий. Очень замечательный проект! Удивляюсь только появлению таких интересных идей. Почему я такого не смогла придумать?

Потрясающе, правда? Удачи новому проекту! Очень хочется, чтобы подобных активностей в Сети было больше!
_______________
Участники проекта "Книжный шкаф поколения NEXT" в своих блогах пишут отзывы о вебинаре.

  • Отзыв Светланы Аверкиевой >>> 
  • Отзыв Ольги Сураевой >>> 
  • Отзыв Ольги Александровны Андон >>> 
  • Материалы вебинара в блоге проекта >>>


16 комментариев:

  1. Маша, такой проект как ваш ещё долго будет выстреливать. Это как круги по воде от удачно брошенного камня)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, я очень рада, что его идея прорастает в каких-то инициативах других людей. Мне, к примеру, вчера на ФБ написали о том, что именно идея нашего проекта легла в основу идеи совместного блога сотрудников одной библиотеки. Это так здорово — видеть, как то, что ты сделал в Сети, прирастает новым и новым опытом.

      Удалить
  2. Маш, закончила смотреть вебинар. Во-первых, ты большая умница: за час сумела рассказать о том, что происходило целый год. И ничего важного не упустила. Во-вторых, порадовала реакция слушателей. В-третьих, сообщество росло прямо на глазах, я вела урок и в краткие секунды свободного времени приникала к монитору. На почту падали заявки на вступление. В-четвёртых, про твою особенность повторять некоторый слова и без меня знаешь (я там перед камерой, наверное, просто умерла бы тихо, а ты речи осмысленные вела). В-пятых, я тебя люблю. И горжусь всеми нашими участниками проекта и тобой персонально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо. Я старалась. Говорила о том, что уже стало частью нас и многих участников проекта. Говорила от чистого сердца, хотелось донести через экран монитора и многие километры хоть частичку нашей энергии, вложенной в проект и давшей столько прекрасных плодов.

      Удалить
    2. И у тебя всё получилось! Энергия била через монитор.

      Удалить
    3. Ну, энергии у меня очень много, ты же знаешь.

      Удалить
  3. Маша, спасибо большое за вебинар и за рассказ о двух проектах, каждый из которых для меня очень важен. Не устаю удивляться твоему умению быстро и толково рассказывать обо всем, что ты делаешь. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, вы с коллегами из разных регионов затеяли большое и нужное дело с проектом "Книжный шкаф поколения NEXT". От всей души желаю, чтобы всё у вас получилось.

      А по поводу того, как я пишу, то считаю это просто навыком. Я ведь пишу много и часто. И, кстати, именно с момента нашего проекта, когда я стала больше и системнее читать и еженедельно писать отзывы, начала замечать за собой, что пишу легче и лучше.

      Удалить
  4. Мария, посмотрела вебинар. Огромное Вам спасибо за Вашу энергию, творческую фантазию. Вы делаете огромное нужное дело. Я учитель литературы, и мне всегда бывает досадно, что всё чаще на уроках по другим предметам учителя не обращают внимания на то, насколько осмысленно читают дети, как они говорят. Ваши слова о том, что каждый учитель - это учитель чтения - просто бальзам на душу. Наблюдая за Вашей работой, почерпнула много полезных идей. Какие-то идеи появились у меня самой. Дай Бог, чтобы хватило сил и времени воплотить хотя бы некоторые из них. Но главное, в Вашей работе я увидела мощную поддержку того подхода к преподаванию литературы. которое всегда исповедовала. Извините, что сумбурно, эмоции переполняют. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо. Для меня очень ценен Ваш отклик именно как учителя литературы. Потому, что мне как раз порой не хватает чисто профессиональных умений работы с художественным текстом, что-то делаю чисто интуитивно.

      Удалить
    2. Но делаете успешно. Скорее, это не интуиция, а хорошее чувство слова и любовь к книге. Я смотрела в Ваших блогах примеры обращения к художественной литературе. Завидую белой завистью Вашим коллегам-литераторам, а ещё больше рада за Ваших учеников. Мы сейчас много жалуемся на то, что дети не читают, не думают о прочитанном, не интересуются ничем. Вы - пример того, что можно детей зажечь, но для этого надо самой не просто любить книгу, а ещё и обладать неуёмной энергией. Ещё раз спасибо.

      Удалить
    3. Людмила, спасибо Вам! Я, к сожалению, не так часто это делаю, как хотелось бы. Но радуюсь, что в последние годы это происходит чаще и появляются какие-то элементы системы.

      Удалить
  5. Мария,здравствуйте! С интересом послушала запись вебинара, получила полное представление о проекте. Спасибо огромное! Конечно же, идея настолько актуальна, что проекту еще жить и жить и за официальными рамками. Я в настоящее время работаю методистом (зам.зав. по воспитательно-методической работе в дошкольном учреждении), и меня очень волнует проблема, что многие педагоги читают мало. Объясняют цейтнотом, усталостью и т.д., так и есть, требования и нагрузки растут, + время. которое нужно уделить семье, не секрет, что в образовании у нас работают в основном женщины (к стати, интересно было бы ознакомиться со статистикой участников проекта еще и с гендерной стороны, предполагаю, что это будет 99% женщин) Поэтому просто необходима вдохновляющая идея, вызов, как вы говорите. Для человека читающего не стоит вопрос "а зачем вообще читать художественную литературу?" а тем, кого с детства не приучили к чтению, объяснить невозможно. Так, в моей жизни произошел такой странный эпизод. Пару лет назад у меня в гостях был проездом молодой человек лет 27, племянник моей подруги, военный летчик, капитан, служит в Амурской области. Умница, прекрасное чувство юмора, хорош собой. Случайно выясняется, что у него в этот день - день рожденья. Я в порыве- поздравления дарю ему недавно купленную книгу, отлично иллюстрированную, что-то искусствоведческо - мистическое. Согласна, что летчику может жанр не в тему, но нужно было видеть, как он от неё открещивался!:) Просто другого глагола подобрать не могу, человек был в ужасе и недоумении, сказал, что читает исключительно специальную техническую литературу, а вместо художественной - смотрит художественные фильмы, что он конечно может её взять, но судьба её будет незавидной - будет валяться где-нибудь без дела. Так и не взял. Так что с этим нужно что-то делать заранее. Я бы сказала, что ваш с Еленой Ворониной проект не просто достоин уважения, его необходимо продолжать и развивать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо Вам за тёплые слова! То, что большинство участников проекта — женщины, имеет много причин. Во-первых, наша среда общения в Сети — это педагоги, среди которых всё же женщин гораздо больше, чем мужчин. Во-вторых, надо ведь не только читать, но ещё и писать о прочитанном, а рефлексирующих людей всё же больше среди женщин.

      По поводу нехватки времени на чтение, то после прочтения этой книги я глубоко убеждена, что управление энергией, а не временем — ключ к высокой эффективности.

      История, которую Вы рассказали, грустная. Но к гендеру, как мне кажется, это отношения не имеет. Я знаю не читающих женщин, причём, они не просто не читают, но чуть ли не гордятся этим. При этом тоже умницы, красавицы, высшее образование, хорошие должности. Я не знаю, от чего это зависит. Мне кажется, просто должна быть внутренняя мотивация.

      Удалить
    2. Мария, историю о летчике я не хотела связывать с гендером, так получилось. Это могла быть какая -то девушка, смысл в том, что я как педагог вижу корни всех "взрослых проблем" в детстве - значит, родители были не читающие, не оказалось рядом вот таких как вы педагогов и т.д. Книгу, о которой вы пишите - обязательно прочту, ваш отзыв вдохновляет!

      Удалить
    3. Ольга, я тоже считала, что существует прямая зависимость между читающими родителями и читающими детьми. Наверное, в большинстве случаев, так и есть. Но я видела и другие примеры: когда в одной семье один ребёнок читающий, а второй — нет, когда у читающих родителей не читающие дети и наоборот.

      А "Жизнь на полной мощности", на мой вкус, лучшая книга по саморазвитию.

      Удалить