Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

среда, 12 февраля 2014 г.

Майк Роуди. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу

Очень ждала эту книгу издательства +Манн, Иванов и Фербер. Последнее время меня интересует всё, что связано с развитием визуального мышления — как в личном плане, так и в профессиональном, с точки зрения использования в работе со старшеклассниками. Прочитав книгу Дэна Роэма "Визуальное мышление", поняла, что можно развивать в себе умение мыслить образами и объяснять другим не только с помощью слов, но и с помощью рисунков. Интересно было прочитать: а что думают по этому поводу другие авторы, и какие советы могут дать тем, кто только пробует фиксировать отдельные мысли рисунками. Поэтому следила за продвижением выхода этой книги, читала опубликованную главу и всё больше убеждалась: хочу, причём, срочно. Поэтому с радостью откликнулась на предложение +Наталья Шанина (ассистента менеджера проектов издательства), предложившей взять эту книгу на рецензию.

Книга издана великолепно! Очень приятная на ощупь обложка — резиново-велюровая (да-да, вот такая у меня ассоциация), держать в руках, листать страницы — одно удовольствие! Не поленитесь посмотреть на сайте издательства фрагменты из неё: вряд ли вы видели что-то подобное. Книга не написана, а нарисована: автор пишет о скетчах — быстрых визуальных заметках, которые можно создавать по ходу прослушивания какого-то выступления или просмотра ролика. Я даже представить не могу, как переводчикам удалось проделать такую работу: одно дело перевести текст, другое — перевести-перерисовать множество скетчей: так, чтобы их содержание было понятно читателям. Браво, +Манн, Иванов и Фербер!

Книга наглядно демонстрирует, как умея рисовать всего пять фигур: точка, линия, круг, квадрат и треугольник, создавать визуальные заметки. Учителя найдут их похожими на опорные конспекты Шаталова. Но Шаталов предлагал готовые конспекты. Скетчи же каждый создаёт для себя сам. И в этом, как мне показалось, одновременный плюс и минус метода. Плюс в том, что, рисуя, человек перерабатывает текстовую информацию в визуальный образ, с помощью которого он, в случае необходимости, может восстановить в памяти основные идеи выступления. А минус — в том, что вряд ли кто-то ещё, кроме автора, сможет это сделать (особенно, если он не был слушателем этого выступления). Уловить общий смысл — да. Но не полноту содержания. Свой скетч расшифровать можно. Чужой — не уверена. Хотя, наверное, это зависит от каждого конкретного скетча.

Мне очень импонирует мысль автора, изложенная во введении: причиной создания скетчей для него стала усталость от детализированных текстовых заметок. Я сама грешила этим долгое время. А потом...не знала, что с этим написанным текстом делать дальше. Говорила себе: вот когда-нибудь я доберусь до записанного и как-то систематизирую этот материал, поняв, для чего он мне необходим. Но это "когда-нибудь" наступало очень редко. А потом выбрасывалось за потерей актуальности. Последний год я пыталась перейти от идеи "записать всё" к идее "зафиксировать главное", используя для этой цели twitter, и помечая хэштегами, например, так. Это оказалось лучше, чем записывать всё подряд: начинаешь концентрировать внимание не на всём тексте, а на самом важном, уже по ходу слушания как-то обрабатывать информацию. Но, не просто записывая (пусть и коротко), а ещё и визуализируя основные мысли выступлений, мы включаем дополнительно ещё и зрительную память!

Каждая глава книги заканчивается профессиональными скетчами, выполненными самыми разными людьми. У каждого из них свой стиль: по форме, по использованию различных инструментов создания скетча (заголовок-типографика-рисунки-диаграммы-разделители-иконки и т.д.), что является отличным источником вдохновения. Если это работает у других, почему это не будет работать у тебя? Кроме того, изучая какие-то отдельные аспекты скетчноутинга (например, виды скетчей, техники их создания и пр.), готовые примеры дают возможность увидеть результат целиком не по окончанию чтения книги, а сразу. Ты начинаешь понимать, к чему можно стремиться. Кроме того, в книге приведены контакты авторов скетчей в сети — ссылки на их сайты или страницы в социальных сетях, на альбомы скетчей: оказывается, в интернете есть и сообщества скетчноутеров!

Если книгу просто читать, можно справиться за час-полтора. но я изначально настраивала себя на долгое чтение, с решимостью выполнять все задания, предложенные автором. Вот, к примеру, мой результат упражнения на рисование людей.
Я рисовать вообще не умею и не люблю. Но, пока я читала эту книгу, рука постоянно тянулась к ручке (специально купила набор из четырёх простых гелевых ручек) и мне именно хотелось рисовать. И — чем дальше, тем больше и сложнее. 

Уже в середине книги мне захотелось попробовать нарисовать скетч. Блокноты мне дарят часто и много, но, проведя их ревизию, я с сожалением обнаружила, что ни один из них не подходит для скетчноутинга. В ближайшем магазине тоже ни на чём глаз не остановился. Поэтому выбрала лучшее из имеющегося, а именно вот такую записную книжку.
Почему именно её? Во-первых, из-за размера: удобно положить хоть в сумочку, хоть даже в карман. Во-вторых, в ней есть закладка и резинка-застёжка, которая держит блокнот закрытым. В-третьих, она просто очень красивая, в руках приятно держать.

Итак, вооружившись книжкой и четырьмя гелевыми ручками, полная решимости, неделю назад я попробовала создать свои первые скетчи. Повод тоже нашёлся: в нашей гимназии проходила конференция научного общества учащихся "Созвездие". Да простят меня +Татьяна Прохорова и Александра Князева за то, что именно их выступления я выбрала объектами для своих первых визуальных экспериментов со скетчами. Вот что у меня получилось.
Начав рисовать, сразу поняла, что мой блокнот плохо подходит для этих целей: клетка не помогает (к примеру, выстроить структуру, сделать ровным шрифт, линии и пр.), а только мешает. Нужен блокнот с нелинованными страницами. В остальном получила море удовольствия, рисуя. Не шедевры, конечно, но это дело практики. Которую я планирую продолжать. К примеру, очень хочу попробовать зафиксировать в скетчах выступления на пленарном заседании, а также доклады секций на Международной конференции "Информационные технологии в образовании" (сайт конференции). Нарисовать — сфотографировать/отсканировать — поделиться с другими.

Ну, и, конечно, планирую использовать скетчи в работе со старшеклассниками. Полтора года назад я отказалась в старших классах от бумажных тетрадей, заменив их на электронные. И для меня, и  для моих учеников это оказалось экспериментом, потребовавшим изменить привычную работу на уроке. Как работать на уроке, не имея тетрадей? Не на каждом уроке можно организовать самостоятельную работу учащихся в режиме мобильного класса. Я не могу полностью отказаться от уроков традиционного типа с объяснением нового материала. Обычно ученики в  таких случаях конспектируют материал в тетради. А если тетрадей нет? Слушают? Так, может, сделать этот процесс слушания активным, дав им возможность рисовать скетчи? А потом сканировать их и выкладывать в своих электронных тетрадях, сопровождая каким-то записями — пометками — ссылками? Пока думаю. Как надумаю, напишу об этом в блоге, созданном для организации самостоятельной работы учащихся.

Хотя интерес у некоторых учеников к книге уже есть. Я уже как-то писала, что обычно книга, которую я читаю в настоящий момент, лежит у меня на рабочем столе. Некоторые ученики интересуются, берут посмотреть. Никогда не отказываю и желающим взять почитать. В этот раз я была ещё в процессе чтения, но поделилась своей идеей об использовании скетчей на уроках с +Екатерина Пирожкова. Будучи творческим, постоянно рисующим  человеком, Катя не стала ждать "специального приглашения", а просто подготовилась к практическому занятию по конституционному развитию России (план занятия здесь), нарисовав несколько скетчей по теме. Нарисованные скетчи она опубликовала в своей электронной тетради, а Moleskine со скетчами принесла на урок. Кто-то может возразить, что это не совсем скетчи, так как в них довольно много текста. Однако мы можем увидеть в работах Кати сразу несколько признаков скетча.
Вот теперь думаю: интересно, насколько помогло ей рисование скетчей в работе над темой?

Купить книгу в Лабиринте >>>
Купить книгу в Озоне >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>
__________________
Добавлено 18.02.2014
Оставила комментарий в блоге автора книги. Сегодня в почту упал твит.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Мария!
    Я законченный визуальщик, пока не увижу - не запомню. Пока училась в школе-университете рисовала всякие схемы подобного типа. Однако хоть что делай, но запоминала я только через зубрежку. Увидеть - да, но пока я не вызубрю материал, не пропущу его через себя, словно мясорубку, ничего у меня не выйдет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, доброго времени суток! А я вот всегда переживала, что не визуал. Но сейчас поняла, что это настраивается. А по поводу зубрёжки: никогда этим не занималась. Мне важно было не зубрить, а понять, тогда появлялось знание. Всё индивидуально.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Мария Николаевна! Я все-таки созрела до книг Майка Роуди, хотя я тоже не визуал. В журналах (женских) я обычно не картинки рассматриваю, а читаю, для меня это показатель :)Рассмотрела Катины скетчи, почему-то вспомнились слова преподавателя в университете: "Лекция не должна быть слепой!". Это она так характеризовала наши конспекты, которые были написаны очень традиционно. А кто нас тогда учил, как писать их по-другому? Не знаю, что в итоге получится, сможет ли книга "Визуальные заметки" повлиять на мою визуализацию. Побродила по Вашему блогу, прошла почти по всем ссылкам. Мне особенно понравилось, что проводя рефлексию после урока, где дети работали в группах, Вы сказали, что проблема была не с умением визуализировать, а с незнанием материала. Твердое предметное знание - а потом уже - творчество?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте. В Вашем отклике чувствуется сомнение. Я тоже с этого начинала, а потому могу предположить, что Вы на правильном пути.

      Согласна с Вами в том, что нас никто не учит самому важному: как надо учиться. Это и к конспектам относится. Кому-то это легко даётся: у меня почти в каждом классе есть дети, которые на уроках рисуют (а многие восьмиклассники раскрашивают рабочие листы - об этом как-нибудь буду писать отдельно), например, вот так

      Я Вам очень рекомендую не просто читать Майка Роуди, а выполнять по ходу все упражнения, которые он даёт. А затем прочитать и вторую книгу: к моменту её выхода я уже много практиковалась в скетчноутинге, а потому до каких-то вещей из второй книги уже дошла сама. Но она значительно расширила мои горизонты.

      Недавно мне посчастливилось поучаствовать онлайн в воркшопе, главным спикером которого был Майк Роуди. Несмотря на то, что всё, о чём говорил Майк, мне было уже известно по его книгам, я получила просто бешеный заряд позитива, понимание того, что развиваюсь в правильном направлении.

      По поводу примера с урока. Здесь, скорее, дело в том, что надо чётче отрабатывать методику работы по визуальному представлению содержания. Ученикам слишком долго запрещают рисовать на уроках, а потому большинство из них не понимает, как это может помогать в процессе обучения. А, получив такое задание, кто-то уходит в содержание, а конспект так и остаётся в больше части вербальным, а кто-то, напротив, увлекаясь визуализацией, забывает о предметном содержании. Но я к пониманию этого тоже не сразу пришла.

      Удалить