Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

понедельник, 23 февраля 2015 г.

Тал Бен-Шахар. Парадокс перфекциониста

Как-то с самого начала не сложилось у меня с этой книгой. Сначала, почти сразу после покупки, отдала её читать подруге, потом она несколько месяцев у меня лежала в ожидании, когда я доберусь до неё. Чтение тоже было долгим, что нетипично для меня, особенно в случаях, если речь идёт о чтении книг по личностному росту и саморазвитию. А затем ещё и отзыв никак не хотел в голове укладываться. Поэтому очень рада, что вскоре книга обретёт новую хозяйку — ещё во время вебинара "Нестандартные формы аттестации" (презентацию к вебинару можно посмотреть здесь) я пообещала её в подарок самому активному участнику. Поэтому, в марте, на ежегодной конференции "Информационные технологии для Новой школы" (сайт конференции) я с удовольствием подарю эту книгу +Инна Юдина — надеюсь, что у неё с этой книгой всё сложится удачнее. Потому, что книга на самом деле отличная.

Вообще, такое затяжное чтение кажется ещё более странным, потому, что:
  • я уже читала другую книгу этого автора — "Быть счастливее" (мой отзыв на неё), и тогда чтение получилось лёгким, увлекательным, затягивающим, рождающим самые разные ассоциации;
  • книгу "Парадокс перфекциониста" приобретала совершенно осознанно — всегда считала себя перфекционисткой, и хотела понять: хорошо это или плохо, надо ли как-то корректировать это своё качество, и, если надо, то каким образом.
Однако, уже в начале чтения я поняла, что эта книга — не для меня. Почему? На этот вопрос лучше всего ответил сам автор в заключении, я сейчас процитирую его, заменив имя на своё.
Меня зовут Мария, и я перфекционистка. Признание, что перфекционизм всегда будет частью моей жизни, освободило меня. Парадоксально, но, осознавая, что от перфекционизма никогда нельзя полностью избавиться, я становлюсь оптималисткой.
Вы поняли, да? Оказывается, наряду с понятием "перфекционизм" есть понятие "оптимализм". В чём разница?
...первый, по сути дела, отрицает реальность, в то время как последний её принимает.
А эта цитата —  из первых страниц книги. В общем, я практически сразу поняла, что я по сути не перфекционистка, а оптималистка. И, читая по ходу книги, советы для перфекционистов, видела, что я уже через это всё прошла. Страх перед неудачей? Было, не скрою. Порой этот страх парализовал меня полностью, мешая сосредоточиться на самой задаче, и тогда она точно оказывалась невыполненной. Но в какой-то момент я от этого избавилась — если не полностью, то в основном. И даже своим ученикам люблю повторять известную фразу о том, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Принцип "всё или ничего"? Тоже плавали, знаем. С детства один из девизов — фраза из "Двух капитанов" Вениамина Каверина: "Если быть, то быть лучшим". Однако постоянно отрезвляю себя миленьким стишком (не помню, откуда он):
Всё вверх и вверх
И оседлал верхушку...
Но кто-то плюнул на макушку.

А вот с каким проявлением перфекционизма мне крайне сложно расстаться, так это со строгостью. Я предъявляю высокие требования и к себе, и к окружающим. Не до фанатизма, конечно, но всё же. Соответствие своим ожиданиям принимаю с восторгом, а несоответствие меня расстраивает.

Что очень понравилось в книге, так это рассмотрение позиций перфекционизма и оптимализма с точки зрения взглядов... Платона и Аристотеля. Это оказалось очень неожиданно, но увлекательно. Взгляните на фрагмент знаменитой картины Рафаэля "Афинская школа".
Рука Платона указывает на небо, рука Аристотеля — на землю. Вот как пишет об этом Бен-Шахар:
Перфекционист Платон указывает на обиталище богов, на сверхъестественное, совершенное. Оптималист Аристотель указывает на этот мир, мир природного и реального.
И далее на двух листах философские взгляды Платона и Аристотеля буквально препарируются как взгляды перфекциониста и оптималиста.

А вот что раздражало в книге, так это... огромное количество упражнений. Я в таких случаях привыкла их методично делать. Здесь же они мне казались совершенно бесполезными, т. к. совершенно не побуждали меня к размышлениям — у меня создавалось такое ощущение, что я и так знаю ответ. Пожалуй, единственное упражнение, которое мне понравилось — "Сделайте мир лучше". Сразу вспомнился фильм пятнадцатилетней давности "Плата вперёд" (статья о фильме в Википедии), который я несколько лет использовала на своих уроках по теме "Цель и смысл жизни человека", а также гуляющий по Фейсбуку флешмоб, которым заразилась и я. Люблю такие вот добрые штуки. 

Кстати, сюрприз одному из пятерых людей из своего фейсбучного списка я уже сделала. И это была тоже книга издательства +Манн, Иванов и Фербер. Ну, люблю я книги этого издательства. Просто с этой вот так неожиданно сложилось. Ну, ничего нового для себя, кроме неожиданного взгляда на Платона и Аристотеля, я не почерпнула. Но о том, что прочитала, нисколько не жалею. Такие вот книги убеждают: ты на правильном пути, продолжай в том же духе, не останавливайся на достигнутом.

Купить книгу на Озоне >>>
Купить и скачать электронную книгу на ЛитРес >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

6 комментариев:

  1. Ответы
    1. Ира, конечно! У меня книга, как ни странно, вызвала ещё ассоциации с теми ситуациями, когда какие-то слова употребляются в экспрессивно-негативном смысле. таких примеров немало: потребитель, конформист, перфекционист :-)

      Удалить
    2. Да мы сами виноваты. Я тоже этот термин - перфекционист - употребляю в негативном смысле)
      будем над собой работать - больше себя любить)

      Удалить
    3. Любить себя, гордиться собой и знать, что мы справимся со всем, что нам выпало.

      Удалить
  2. Спасибо за интересную рецензию. Книга и вправду очень хороша. Может будет полезен и мой обзор - http://80na20.blogspot.ru/2015/01/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, спасибо за ссылку. Всегда интересно сравнить свои ощущения от книги с тем, как её воспринимают другие люди.

      Удалить