Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

понедельник, 11 августа 2014 г.

Тал Бен-Шахар. Быть счастливее

Ещё одна книга издательства +Манн, Иванов и Фербер, которую скачала ещё в конце прошлого года в рамках  какой-то акции издательства. Читала в поезде по дороге домой. Чтение оказалось очень лёгким и быстрым, как мне кажется, в силу нескольких причин.
Причина первая. Автор в своём повествовании не раз обращается к недавно прочитанным мною книгам: "Жизнь на полной мощности" (мой обзор этой книги) и "Не набрасывайтесь на мармелад" (мой отзыв на неё), какие-то идеи повторяются. Может, в другой ситуации меня бы это раздражало, но для чтения в поезде — самое то, не надо особо задумываться. Кроме того, автор обращается ещё и к книге Мартина Селигана "В поисках счастья" (информация о книге на сайте издательства >>>), которую ещё полгода назад я взяла почитать у +Ольга Кащеева, но до которой всё никак руки не доходят. Теперь, я думаю, точно дойдут. 

Причина вторая. Я себя чувствую счастливым человеком. Даже когда пашу как загнанная лошадь. Не считаю себя прожигателем жизни, а разочарование и опускание рук считаю уделом богатых бездельников. Даже когда мне грустно и одиноко, когда не ладится работа, и нужные идеи не приходят в голову, когда я раздражена или плачу, то не считаю себя несчастной и знаю, что это временное состояние, которое быстро пройдёт. Вот эти стихи про меня. 
Холодный ветер. Дождик. Листопад… 
А он, чудак, во все лицо смеется. 
- Чему ты так, скажи, приятель, рад? 
- Как так чему?! Смотри – восходит солнце! 
(Е. Исаев)
Потому и книгу читала с улыбкой, легко, узнавая себя.

Книга построена таким образом, что прямо в тексте (не в конце глав/разделов, как мы привыкли) сделаны врезки "Минута на размышление". Они позволяют тут же применить написанное автором к себе, попытаться разобраться в своём мироощущении. Хотя упражнения в конце главы тоже есть. Но они — более сложного характера, их не выполнить сиюминунтно, скорее, они направлены на долгосрочную рефлексию своего состояния, поиск резервов для того, чтобы быть счастливее. 

Сама книга состоит из трёх частей.

Часть первая. Что такое счастье. Читая её, вспоминала любимые в юности стихи Эдуарда Асадова. Вот это, знакомое всем. 
Что же такое счастье? 
Одни говорят: это страсти: 
Карты, вино, увлеченья — 
Все острые ощущенья. 

Другие верят, что счастье — 
В окладе большом и власти, 
В глазах секретарш плененных 
И трепете подчиненных. 

Третьи считают, что счастье — 
Это большое участие: 
Забота, тепло, внимание 
И общность переживания. 

По мненью четвертых, это 
С милой сидеть до рассвета, 
Однажды в любви признаться 
И больше не расставаться. 

Еще есть такое мнение, 
Что счастье — это горение: 
Поиск, мечта, работа 
И дерзкие крылья взлета! 

А счастье, по-моему, просто 
Бывает разного роста: 
От кочки и до Казбека, 
В зависимости от человека!

Автор считает, что правильнее задаваться не вопросами: что такое счастье и счастлив ли я. Надо ставить вопрос по-другому: как мне стать счастливее?

Очень интересным показалось сравнение архетипов людей с гамбургерами. Автор приводит в книге диаграмму, я же сделала вот такой рисунок.
Все архетипы описаны автором настолько наглядно, что невольно начинаешь узнавать в описаниях себя или своих близких.

Анализируя авторское понимание счастья как "...наслаждение, переживаемое совокупно с ощущением смысла жизни", вспомнила высказывание Питирима Сорокина: "Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья" — обычно предлагаю его в качестве одной из тем эссе (видите, я в почти в любой книге ищу параллели с преподаваемым курсом, не могу "убить в себе предметника"). Отличный повод порассуждать: "принцип счастья" — это что? Развитие производительных сил? Повышение уровня жизни? Возрастание степени свободы, которое общество может дать человеку?

Часть вторая. Счастье в реальной жизни. Любому учителю полезно будет прочитать главу из этой части — "Счастье в учении". В ней автор рассматривает два типа обучения: обучение по типу утопления, и обучение по типу любовной игры — оригинальные ассоциации, имеющие под собой конкретные описания, которые каждый практикующий учитель с лёгкостью подтвердит многочисленными примерами. Что же должны делать родители и учителя, чтобы помочь ученикам получать наслаждение от школьных занятий? Автор пытается ответить на этот вопрос, используя "теорию потока" Михая Чиксентмихайи.

Помимо "Счастья в учении", в этой части содержатся ещё две главы, в которых автор пишет о важных составляющих в жизни каждого человека — "Счастье в труде" и "Счастье в личной жизни".

Часть третья. Медитации о счастье. Глава содержит семь различных медитаций. Особенно меня зацепила первая — "эгоизм и альтруизм". В теме обществоведческого курса "Направленность личности" эти два понятия рассматриваются не просто как противоположные, но и по сути, как взаимоисключающие. Однако, автор доказывает, что эгоизм не всегда плох, демонстрируя взаимосвязь этих двух понятий.

В целом, книга мне понравилась. Неплохой повод задуматься над своей жизнью, добавив в неё ещё больше счастья.

P.S. Когда мы с +Diana Sonina  десять дней назад летали на парашюте, дочь думала, что у меня нервный срыв. А у меня было счастье! Вот так просто взяли — и стали немного счастливее!
Как там говорят: много ли надо человеку для счастья (фото)?

Купить книгу на Озоне >>>
Купить книгу в Лабиринте >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

2 комментария:

  1. Картинка с архетипами людей классная! Я её "слизнула".
    А почему дочь так подумала?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, рада, что Вам понравилось, "слизывайте" на здоровье :-)

      А почему так дочь подумала, можно понять, посмотрев видео: у меня там голос везде восторженно-истероидный :-)

      Удалить