Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

воскресенье, 17 августа 2014 г.

Маша Трауб. Дневник мамы первоклассника

Весь год в сообществе проекта волнами идёт увлечение книгами Маши Трауб. Вот сейчас как раз очередная волна. Не осталась в стороне и я. Этому неожиданно поспособствовала +Елена Качева, разместившая в Google+ ссылку на онлайн-версию книги. Я просто открыла страницу с текстом книги в новой вкладке, а т. к. книга маленькая, то в течение дня я прочитала "набегами", переключаясь между различными делами. В процессе чтения переживала очень разные эмоции. Сначала я смеялась, затем просто улыбалась, какое-то время читала с недоумением, дальше начало проскакивать некоторое раздражение, а в итоге мне стало совсем грустно. Прочитала и подумала: почему все восхищаются книгами Маши Трауб? Не понимаю. Не могу сказать, что книга совсем не понравилась, но восторгов не испытываю. Нашла в проектном каталоге отзывы на эту книгу +Светлана Кирсанова и +Татьяна Вершинина (помню, что её читали и другие участники, но отзывов в каталоге только два, в чём-то увидела схожесть своих впечатлений). Хотя понимаю, что нельзя судить об авторе, прочитав только одну его книгу.

Теперь подробнее о своих эмоциях.
Смех и улыбки. У Маши Трауб — отличное чувство юмора. Описание каких-то ситуаций из жизни первоклассника Васи и его семьи чем-то напомнило мне истории Виктора Драгунского (кстати, в книге присутствует его сын — Денис). Очень располагает к себе умение автора иронизировать над собой: насколько я поняла, книга биографична. Не стесняться на весь мир признаваться в своих ошибках, шутить над своими поступками, с улыбкой относиться к разным ситуациям — это, на мой взгляд, очень смело, а потому заслуживает уважения, и одновременно вызывает улыбку в ответ.

Недоумение. Даже скептицизм. Ну, не верю я, что так всё трудно. Может, потому, что у меня девочка. Или потому, что нам с дочкой повезло друг с другом (как предположила +Елена Цекова в ответе на мой комментарий к отзыву +Светлана Кирсанова). Но я ничего из описанного в книге не могу применить к первому году учёбы своей дочери. Были комичные ситуации в классе (учитель рассказывала), но не было нежелания идти в школу, делать уроки, бесконечных уговоров и совместных посиделок над домашними заданиями (со мной в школе родители не делали уроки, и я с дочерью не делаю, при этом она, как и я в своё время, знала, что если у меня возникают трудности в учебном материале, я могу обратиться к родителям за советом).

Раздражение. Наблюдая за учёбой дочери, мне порой совсем не хочется проявлять корпоративную солидарность по отношению к работе коллег. Но ведь есть и прямо противоположные примеры, и их немало! Однако, в книге первая учительница Васи постоянно представлена не в лучшем свете. Некорректные высказывания и непрофессиональные действия педагога на каждом шагу — как по отношению к детям, так и по отношению к родителям. Хороша и сама "мама первоклассника". Для неё трагедия встать в 7 часов утра, чтобы собрать и проводить сына в школу, она считает, что это очень рано! Я во время учебной недели ежедневно просыпаюсь в 6 (когда дочь училась в 1 смену, то она просыпалась в 6.30), и никакого подвига в этом не вижу. А попустительство в пропуске уроков ребёнком?

Грусть. Несмотря на непонимание мною каких-то ситуаций, описанных автором, в целом, считаю, что книга достаточно честная. Она показывает те проблемы, которые существуют сегодня в системе образования: 
  • падение мотивации к учёбе уже в начальной школе (большая наполняемость классов: раз не спросили, второй не спросили, на третий перестал поднимать руку, на четвёртый — думать над вопросом, на пятый — готовиться к урокам);
  • недофинансирование учебных заведений (когда школа не может выжить без привлечения внебюдженых средств и вынуждена постоянно просить деньги у родителей);
  • содержание программного материала (понимаю страдания автора по поводу курса "окружающий мир": в своё время, рассматривая учебник дочери, меня просто убил вопрос: "Какие грибы появляются раньше других?" — я бы поняла его, если бы в тексте задания были перечислены название грибов, появляющихся в разные времена года, так нет, назывались только грибы, которые растут весной; вот вы знаете, какие грибы появляются раньше: сморчки или строчки?).
Можно продолжать этот список. Но самое грустное, на мой взгляд — это изменение отношения к школе со стороны семьи. Раньше уважение семьи к школе базировалось на том, что учитель для большинства был единственным носителем информации. Сейчас ни слово учителя, ни слово учебника не может быть основным источником информации, это факультативный источник. Но при этом обязательность школьного образования никто не отменял, и тот выбор, который есть у родителей, нередко носит условный характер. Отсюда отношение родителей к школе вообще и к учителю в частности: у одних — потребительское, у других — пренебрежительно-презрительное (как же они могут по-иному относиться к учителю, который по большинству социальных показателей находится ниже, чем они сами). И на это отношение накладывается зависимость от учителя и от школы, что в итоге нередко выливается в злость и тихую ненависть. Вот читала книгу — там ведь не только о родителях Васи, но и о родителях его одноклассников упоминается, и прямо чувствовала этот негатив к школе. Причём, я не уверена в том, что автор или другие родители сами осознают это. Но они так нас видят — факт.

Нередко встречала в отзывах фразы вроде: "...я буду советовать прочитать эту книгу тому-то и тому-то". А я вот никому не буду советовать её прочитать. Ну, разве что из любопытства, или просто так. Потому как ничего обучающего я в книге не увидела, ну, убедилась в чём-то давно для меня известном. Я, если честно, вообще не восприняла эту книгу как художественное произведение. Записи в блоге в течение первого учебного года сына (не случайно и название — "Дневник...", и вместо глав/частей — даты тех или иных событий) — что-то в этом роде.
В комментариях к одному из отзывов на эту книгу +Анна Анатольевна Гончарова написала, что прочитала эту книгу, но отзыв писать не стала, потому, что книга ей не понравилась. Я её понимаю в том плане, что когда сама пишу критический отзыв, всегда испытываю что-то вроде неловкости по отношению к автору и его детищу. А ещё — начинаю копаться в себе: может, во мне что-то не так, может, надо было отнестись к этой книге легче, а не "включать" учительницу с 20-летним стажем работы?

Купить книгу на Озоне >>>
Купить книгу в Лабиринте >>> 
Купить электронную книгу на ЛитРес >>>
Читать книгу онлайн бесплатно без регистрации с рекламой >>> 

8 комментариев:

  1. Снова честно и в точку! Мария Николаевна, я почему-то ожидала от Вас именно такой отзыв. Я тоже читала книгу, но воспринимаю её как юмористические записки. Конечно, есть перегибы, и Вы на них указали.
    А я вот очень боюсь первый класс. Потому что знаю: есть у нас такие учителя. К сожалению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, я в начале чтения тоже думала, что это просто лёгкая книга, ироничный взгляд на себя и первый школьный год сына. Но по мере чтения становилась всё мрачнее и мрачнее. Плохое у меня чувство юмора.

      Учителя да, разные (как разные врачи, разные юристы и т. д.). Но и родители тоже разные, а сколько на сайтов интернет-магазинов отзывов в стиле написано про меня и моего ребёнка! Значит, родители считают всё написанное в книге нормой. А мне вот кажется, что Вася психологически неготов к учёбе школе (и мам, кстати, тоже не может осознать появление у сына и себя новых социальных ролей и вытекающих из них новых прав и обязанностей). Отсюда и возникают многие трудности.

      Удалить
    2. К сожалению, в нашей жизни то, о чём написала М.Трауб, родители-не педагоги считают нормой, Вы абсолютно правы!

      Удалить
  2. Maria, меня немного зацепила фраза "ничего обучающего я в книге не увидела"... Я не читала эту книгу, хотя нашла по другой ссылке (ваша у меня не открылась), мельком просмотрю "по диагонали"- не моя тематика. А вы считаете, что в книге должно быть обязательно что-то обучающее. Ой, какой скучной тогда станет жизнь. Честно! Пошла дочитывать исторический роман, не для обучения - для души...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, спасибо за комментарий.
      1. Ссылку проверила только что — всё работает.
      2. Свою жизнь скучной никак не могу назвать.
      3. Разумеется, слово "обучение" было использовано не в узко-профессиональном смысле. Безусловно, чтение художественной литературы должно приносить человеку удовольствие. Но не только. Я считаю, что любое художественное произведение должно иметь воспитательный потенциал, а также нести какую-то информационную нагрузку. Вы ведь, когда читаете исторический роман, не только удовольствие получаете? Даже если это является непосредственной целью, "побочным продуктом" будут знания о той исторической эпохе, в которой разворачивается действие, о быте и нравах людей этого периода и т. п.

      Удалить
  3. Добрый вечер, Мария! Не могу не добавить: книга не только не понравилась, а, действительно, вызвала раздражение. Начиная от отношения мамы к своему ребенку, заканчивая описанием других родителей первоклассников. Согласна, что все мы разные, но мы, взрослые, должны уметь выстраивать отношения и менять их к лучшему (и детей этому учим), а автор даже проснуться утром не считает нужным.... У меня в этом году первый класс и после прочтения книги настрой более чем пессимистический:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, очень рада, что Вы откликнулись. Я вот ещё о чём подумала. Если я не была бы учителем, как бы тогда я восприняла эту книгу? Может, такое восприятие идёт именно от того, что всё написанное мы принимаем на свой счёт (а Вы ещё и учитель начальных классов)? Хотя... или у меня с чувством юмора всё плохо, но считаю, что нередко автор иронизирует на грани — это уже неуважение не только и к школе, и к родителям одноклассников сына.

      А Вам накануне 1 сентября желаю отбросить пессимизм и смотреть вперёд позитивно. Конечно, каждый раз тяжело, выпустив четвероклассников, которые росли на Ваших глазах, всё начинать с начала с первоклашками. Но всё будет хорошо.

      Вспомнила сейчас, когда моя дочь пошла в 1 класс, на обратном пути домой увидела в киоске DVD-диск со старым советским фильмом "Первоклассница". Купили не раздумывая, а потом смотрели дома, обсуждали. Очень добрый фильм, дочь его потом много раз смотрела в свой первый школьный год.

      Удалить
    2. Спасибо, Мария! Обязательно пересмотрю этот добрый фильм! Буду стараться перебороть настрой - все в наших руках:))

      Удалить