Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

четверг, 2 января 2014 г.

Юрий Коваль. Приключения Васи Куролесова

Прочитанная в конце декабря книга Марины Москвиной "Учись видеть" не только зарядила меня восторженным отношением к жизни автора, её умением найти удивительное в обычном, а также научить этому других, но и желанием составить список литературы, рекомендованной ею к обязательному прочтению. Работа над списком ещё не завершена, но решила в новогодние праздники прочитать хоть что-то из этого списка. Очень обрадовалась, обнаружив, что некоторые произведения из этого списка вышли в издательстве "Амфора" в "Коллекции приключений и фантастики", которую  выборочно собрал мой папа +Николай Сонин для своих внучек. Поэтому, пока гостим у него дома, решила окунуться в мир детской литературы. И первой мне попалась книга Юрия Коваля, в которую вошли две детективно-юмористических повести — "Приключения Васи Куролесова" и "Пять похищенных  монахов". Одна из них попала в список Марины Москвиной, поэтому я и взялась за чтение.

Читала и так и не могла вспомнить: читала ли раньше, или нет. Когда читала первую повесть, то временами накатывало ощущение того, как продолжится сюжет дальше, а следом радость — попала! Однако целостного воспоминания не произошло, отчего делаю вывод: если и читала, то какие-то другие произведения. Вторую повесть однозначно прочла впервые. Чувствую себя слегка обделённой. А также удивлённой: дочь моя, хоть никак не может добраться до списка и отметить прочитанное ею, сообщила, что эту книгу (как и другую, за чтение которой взялась сразу же по окончанию чтения этой) "давным-давно прочитала". И где была я в это время?

В обеих повестях присутствует один герой — Вася Куролесов. Но, если в "Приключениях..." он показан главным героем деревенским недотёпой, которому всё же удаётся проявить смелость и находчивость, чтобы помочь милиции в поиске и поимке преступников, случайной жертвой которых был и сам Вася. То в "Пяти похищенных монахах" Василий — бесстрашный сотрудник милиции, который появляется уже в самом разгаре описываемых событий, чтобы помочь вернуть похищенных голубей и разоблачить главаря преступной банды. Сюжеты обеих повестей разворачиваются динамично, что постоянно держит читателя в напряжении, а ироничный стиль повествования автора даёт нам уверенность, что "наши победят" обязательно, и зло будет наказано.

Кстати о зле. Мне очень понравилось, что автор не идеализирует преступников, не развивает идеи романтики преступного мира, что не раз мы наблюдали в литературе и кинематографии. Он буквально высмеивает преступников, показывая их пороки и слабости, порой даже утрируя их. 

Из двух прочитанных повестей больше понравилась "Пять похищенных монахов" (ох, не зря её рекомендует Москвина в своей книге, не зря). И, как это нередко бывает в моём читательском марафоне, повесть навеяла ассоциации с историями из собственной жизни. Увидев первое упоминание в книге о голубях, я брезгливо поморщилась. Так получилось, что десять лет я прожила на съёмных квартирах. В одной из них на балконе жили... голуби, которых, вероятно, подкармливали предыдущие жильцы. Что мы только не делали, чтобы отвадить их с балкона — всё безрезультатно. Однажды они даже вывели там птенцов, избавив меня от давно мучившего вопроса: почему в городе мы видим только взрослых голубей, и откуда они берутся, если мы нигде не видим птенцов? Переехав, мы вздохнули с облегчением. но не тут-то было. Живя на последнем этаже, даже застеклив балкон, ты всё равно вынуждена слышать периодическое курлы-курлы с крыши. Нет, вы только не подумайте, что я не люблю птиц. Люблю. Но фраза автора: "И какой же никудышный полёт у городских сизарей. Они только и летают с крыши на тротуар и обратно" сразу сделала меня его союзником. А восторг автора по поводу породистых голубей  — "Но скажи "клинтух" — сразу видишь, как летит над лесом свободный стремительный голубь. Клинтух — вот голубь, в котором больше всего, на мой взгляд, голубиного смысла", вызвал в памяти историю полуторагодовалой давности, когда мы с дочкой случайно наткнулись на голубятню буквально в двух шагах от нашего дома, где около гаражей, в полузагончике-полусарайчике голубятник-любитель, такой дядечка в возрасте разводит в центре спального района миллионного города породистых голубей. Красавцы! Мы, наверное, с полчаса стояли с дочкой и любовались-восхищались! Вслух.

С точки зрения языка повествования, очень восхитила меня игра слов, которую не раз использует автор:
  • в предисловии автор говорит нам о похищенных монахах, которых то ли в рясе повели, то ли в корзинке унесли (как они туда вместились?), то ли эти монахи унесли три мешка золота...и лишь спустя некоторое время становится понятно, что монахи, о которых идёт речь в повести — это не религиозные отшельники-аскеты, а порода украденных голубей, в поисках которых герои повести находят членов банды "Чёрные монахи" — что, запутались?
  • плакат, прочитанный как "Бойся падения метеоритов!" (я даже вздрогнула, прочитав эту фразу, вспомнив сначала события 15 февраля, свидетелем которого я была, а затем то, как я превратила падение метеорита в учебный объект >>>), оказавшийся в реальности плакатом "Бойся падения материалов!";
  • знакомая всем, кто хоть раз ездил в метро или электричке, надпись "Не прислоняться!", в которой некоторые буквы были стёрты, от чего табличка превращалась в "Не слон я!" и в "Не при соня!" (в последнем случае, конечно, требуется запятая, но всё равно забавные превращения одной фразы) — вспомнились игры типа "составь как можно больше слов из заданного", однако, здесь ведь не просто составлены новые слова, но и сохранена последовательность расположения букв!

Приключения Васи Куролесова. Читать онлайн бесплатно без регистрации >>>

Мультфильм "Приключения Васи Куролесова" (СССР, Союз-мультфильм, 1981 г.)

С удовольствием посмотрела. Редкий случай, когда мультфильм понравился даже больше, чем книга. Потому как почти стопроцентно соответствует тем образам героев, которые представляешь во время чтения. Удивительно, но и мультфильма раньше не видела.

Пять похищенных монахов. Читать онлайн бесплатно без регистрации с рекламой >>>

Фильм "Пять похищенных монахов" (СССР, Центральная киностудия детско-юношеских фильмов имени А. М. Горького, 1991 г.)

Фильм раньше не видела, буду смотреть. По информации, прочитанной в интернете, фильм, хоть и снят по повести Ю. Коваля, его сюжет отличается от авторского.
________________________________
Добавлено.
Неожиданно решила поддержать объявленный на проекте Новогодний конкурс. Посмотрела видеоинструкцию, поняла, что ничего сложного нет. +Diana Sonina вызвалась помочь. В моей книжной ёлке чередуются книги двух серий — книги из собрания сочинений Агаты Кристи (обычно именно их я читаю и перечитываю, приезжая в гости к папе), а также книги из Коллекции приключений и фантастики, с которых я начала своё чтение в наступившем году. В качестве поздравления взяла первые строчки из нежно любимого мною стихотворения Саши Чёрного. На вершину водрузила первую книгу, прочитанную в наступившем году.
Мой слайд для презентации в конкурсной номинации "Книжная ёлка".

17 комментариев:

  1. Книги Юрия Коваля - это самый настоящий клад для читателя. И лихо заверченный сюжет, и языковой юмор, и очаровательные герои... Советую читать не только "Васю Куролесова", но и "Картофельную собаку" и другие произведения автора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, я уверена, что что-то читала в детстве. Но вот что — не могу вспомнить. Ну, не оставили произведения Коваля какого-то серьёзного следа в моей детской душе. Кстати, дочь вчера тоже сказала, что точно читала именно эту книгу (в этом издании: когда приезжает в гости к деду, читает периодически), но плохо помнит, о чём она. Вот почему так?

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  2. Мария, я тоже в последнее время посматриваю на полку с детскими книгами, так хочется некоторые почитать или перечитать, оказывается, многие я просто не читала. У меня есть ученик, который учится на дому, пришла к нему на последний урок четверти, а у него на столе лежит "Приключение Электроника", фильм смотрела несколько раз, в этих братьев всей девчачьей половиной двора влюблялись, а книгу-то я не читала. Пока мой ученик выполнял упражнение, я открыла книгу и... зачиталась. Хочется тоже составить список книг, которые все-таки есть огромное желание прочитать. И не устаю повторять вам огромное спасибо за бесподобные рецензии, за вдохновение, за потрясающие мгновения погружения в книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо Вам за тёплые слова, Стараюсь писать так, как чувствую, не формально. Вот какие эмоции-впечатления-мысли-ассоциации есть, те и выношу в рецензию. Порой кажется, что избыточно получается. Но не умею писать коротко. не знаю, к сожалению, или к счастью.

      "Приключение Электроника" в детстве читала, фильм и сейчас с удовольствием смотрю, когда вдруг включу телевизор, и он идёт (вот буквально на днях перед НГ показывали по какому-то каналу). Но вот прочитала книгу Москвиной и поняла, что целый пласт отличной детской литературы прошёл как-то мимо меня. Буду навёрстывать хотя бы выборочно.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Мария! Мы с сыном (10 лет) в прошедшем 2013 году читали "Приключения Васи Куролесова" дважды. В первый раз (весной) я ему читала вслух, а потом на летних каникулах, он сам книгу взял в библиотеке. Принес домой: "Мам, помнишь читали? Я теперь сам хочу почитать". И довольно-таки быстро прочитала, при этом смеялся от души. Хорошая повесть, спасибо, что напомнили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, мы несколько лет назад точно так же читали с дочкой "Кондуит и Швамбранию". Просто давать ребёнку книгу для самостоятельного чтения не хотелось: там много таких вещей описано, которые сложны для понимания ребёнком, не жившим в советскую эпоху, поэтому читала вслух и комментировала. А спустя некоторое время, дочь вернулась к этой книге самостоятельно.

      Удалить
    2. Значит, я на правильном пути. Как-то мне сказала одна знакомая: "Он же уже большой! А ты ему всё вслух читаешь!". И ведь таких непонимающих взрослых очень много, а жаль...
      И так радостно, что Вы меня поняли! Спасибо, Мария!

      Удалить
    3. Жанна, конечно, на правильном! Многое из того, что читали в детстве мы, будет непонятно нашим детям по причине их жизни в совершенно иной культурной среде. Однако ценности, заложенные в книгах, значимы и воспроизводимы разными поколениями, поэтому надо читать и обсуждать вместе. Да и восприятие книги разное в зависимости от возраста, как мне кажется: только вчера писала о том, что вряд ли бы в детстве я увидела бы книгу с той стороны, с которой увидела сейчас

      Удалить
  4. Мультфильм с детства любимый и цитируемый в кругу приятелей. Книжку тоже читатала-перечитывала. А вот «Пять похищенных монахов» мимо прошли в свое время. Спасибо, Маша. Пойду срочно погружаться в детство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, оказалось, что это трилогия:
      1 часть. Приключения Васи Куролесова.
      2 часть. Пять похищенных монахов.
      3 часть. Промах гражданина Лошакова

      Удалить
    2. Значит, буду исправлять промах гражданки Ворониной.

      Удалить
    3. Ты меня слегка успокоила осознанием того, что не я одна "промахиваюсь"...

      Удалить
  5. Ответы
    1. Елена, спасибо! Совершенно стихийно получилось. Хотя, если бы мы взяли даже только одну Агату Кристи, можно было составить более крупную ёлку (в смысле, не все тома использовали).

      Удалить
  6. Здравствуйте. Маша. Я надолго "выпала" из проекта - мои маленькие внучки переболели одна за другой с середины ноября и весь декабрь. У нас с дочкой просто опускались руки. Однажды все-таки "доползла" до интернета и набрела на ваш пост. С 3 января читала девочкам исключительно Юрия Коваля. "Веселые стихи", "Алый" очень понравились Варе - ей 3.5 года. А старшая Леруся и "Васю Куролесова" полюбила и "Недопеска" Маленькой Верочке исполнился год 6 января, но она у нас "очень важная слушательница", засыпает сразу, как только мы берем в руки "взрослые" книги. А ВАМ спасибо огромное за неиссякаемый оптимизм, которым буквально "искрят" ваши посты. Алла Киреева

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, спасибо Вам за тёплые слова в мой адрес. Я очень рада, что Вашим внучкам нравится хорошая детская советская литература (а ещё говорят, что современные дети её не читают — они просто порой не знают о её существовании! И это наша задача, задача взрослых, — открыть им прекрасный мир советских писателей). Желаю Вашим внучкам здоровья, чтобы у Вас и Вашей дочери не опускались руки!

      Удалить