Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

вторник, 29 сентября 2015 г.

Роберт Саттон. Не работайте с м*даками

На книге стоит маркировка 18+ — я так понимаю, что это из-за слова, которое в заголовке "запикано", но в тексте книги встречается многократно. Именно из-за этого я некоторое время не могла определиться: нужна ли мне эта книга. Конечно, не литературное слово в названии и в тексте — это и провокация, и маркетинговый ход. Меня, скорее, подкупило второе. Сколько бы я не убеждала себя, что мне просто неприятно, когда в литературе, пусть и не художественной, используются такие выражения, что не надо вестись на эту провокацию (пусть даже её автор — преподаватель в Стэнфордском университете)  любопытство взяло верх — я всё-таки купила эту книгу. Правда, пришлось отойти от своей же традиции, когда книга, которую я в данный момент читаю, лежит у меня на рабочем столе, и любой ученик при желании может подойти, полистать.


С каждым годом всё сильнее замечаю за собой: как же выводит из себя отсутствие профессионализма у других людей. А если такой человек ещё и наделён властью, а если он ещё и по характеру хам и подлец — всё, убойная смесь. После каждого общения с таким человеком гарантировано испорченное настроение и снижение эффективности собственной работы на какое-то время — просто сильно выбивает из колеи. Кроме того, в оглавлении книги привлекла внимание глава, обещающая помощь в распознавании свойств этих мерзавцев и у себя тоже. Очень полезный самоменеджмент: как самому не стать таким же м*даком, как контролировать себя при взаимодействии с другими людьми: у каждого из нас бывают ситуации,  когда мы можем своими словами незаслуженно обидеть другого человека. На этот счёт автор справедливо отмечает: "Если вы никогда, ни разу в жизни не вели себя как м*дак, пожалуйста, незамедлительно свяжитесь со мной — я хочу знать, как вам удалось совершить этот сверхчеловеческий подвиг".

Читала очень легко: многие ситуации очень узнаваемы, автор пишет прямолинейно, но с юмором. Именно это сочетание позволяет не только вспомнить ситуации, когда вы были жертвами м*даков, но и взглянуть на них по-иному: увидеть м*дака в жалком свете, улыбнуться и отпустить преследующее неприятное ощущение/воспоминание.

Очень позабавило, что м*даков, оказывается, можно классифицировать: они бывают временными и сертифицированными. Смешно было (хотя на самом деле это грустно) читать о способности м*даков к размножению внутри одной организации: подобное притягивает подобное.

Конечно, книга в большей степени ориентирована на руководителей: именно от них во многом зависит атмосфера в рабочем коллективе. Советы же для тех, кто вынужден взаимодействовать с м*даками обобщённо можно свести к банальному: "Не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней". Хотя и это не всегда бывает просто сделать. Вот основные тезисы автора на тему выживания среди м*даков.
  • Найдите новую перспективу.
  • Надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему.
  • Выработайте безразличие и эмоциональную отстранённость.
  • Стремитесь к маленьким победам.
  • Ограничьте свою уязвимость. Спрячьтесь от воздействия негодяев.
  • Создавайте зоны безопасности, поддержки и здравомыслия.
  • Сражайтесь и одерживайте маленькие нужные победы.


Было в книге и то, с чем я категорически не согласна. Начиная читать, я предполагала, что м*дак — это некомпетентный сотрудник, прикрывающий отсутствие профессионализма хамством, властными полномочиями и т. д. Но оказалось, что Роберт Саттон пишет, что нередко м*даками становятся классные профессионалы. Он приводит много конкретных примеров (с именами и местом работы). Большинство имён мне были незнакомы, но была поражена, узнав, что ярким примером сертифицированного м*дака является Стив Джобс. И, несмотря на то, что целая глава книги посвящена достоинствам м*даков, автор считает, что каким бы профессионалом своего дела не был м*дак, это его не оправдывает. И что все попытки объяснить хамское поведение особенностями людей творческого склада, издержками их гениальности — это глупость. Что если человек, каким бы выдающимся он ни был, проявляет качества м*дака, то это является показателем его некомпетентности. Ну, не знаю, кому как, а я многое готова простить человеку, если он профессионал. Если я знаю, что общение с этим человеком поможет моему развитию как профессионала, если я знаю, что его деятельность важна для организации, для меня лично, и способствует конструктивным переменам, то я готова мириться с некоторыми его.... ммммм... особенностями. Хотя, конечно, и здесь существует определённый порг терпимости. И откровенных оскорблений терпеть нельзя в любом случае.

Писала отзыв, как в ленту упал скрайбинговый проморолик по книге от +Манн, Иванов и Фербер.



Купить книгу на Озоне >>>  
Купить и скачать электронную книгу на ЛитРес >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

6 комментариев:

  1. Мария, снова великолепное ессе. Позволила себе послесловие http://webprofilportfolio.blogspot.com/2015/09/blog-post_30.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Tanya, спасибо. Иду читать Ваше послесловие.

      Удалить
  2. Мария, думается книга из разряда "психологических". Она, исходя из вашего поста, учит жизни, ведь таких людей много вокруг. Согласна, если еще они стоят у власти, да еще посягают на мою свободу - все, конец нервам, конец спокойствию, да здравствует хаос мыслей и потоки негодования! И использовать правила "защиты" от м*даков весьма трудно. Испробовано на себе. Но , искренне верю, что терпение и труд все перетрут.
    Спасибо за отзыв, коим навеяны размышления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, по содержанию книга хорошая. но я никак не могла избавиться от ощущения какой-то грязи, что ли... Хотя автор постоянно подчёркивает, что надо называть вещи своими именами, я не могу. Видимо, старею ;-)

      Удалить
    2. Да нет, Мария, это не старость. Это просто определенный уровень культуры. И как бы эту высокую планку не старались сегодня снижать СМИ, мы -то все равно стремимся к высокому! Спасибо Вам за это стремление.
      С праздником! Оставайтесь такой же творческой личностью!

      Удалить
    3. Лариса, спасибо за поздравление. Вас тоже с нашим профессиональным праздником.

      Удалить