Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

пятница, 28 февраля 2014 г.

Андре Кукла. Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь

Ещё в начале января обменялись несколькими книгами с +Ольга Кащеева. Обычно я в таких ситуациях откладываю другое чтение и начинаю читать книги, которые попадают ко мне на время. Но в этот раз как-то не складывается: что-то другое вытесняет. Но одну книгу всё-таки прочитала. Книга о ментальных ловушках — это "накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объёмы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было". В первой главе автор обещает научить нас распознавать и идентифицировать ментальные ловушки, осознавать необходимость избавления от них, а также дать советы — как свести ментальные ловушки к минимуму. 
Начала читать описание ментальных ловушек и — такое чувство, словно мне голову просветили рентгеном. Все модели мышления и поведения настолько узнаваемы, что даже жутко стало. Не надо сильно напрягаться для того, чтобы понять — я постоянно попадаю в эти ловушки!
Для удобства сделала опорные конспекты с кратким описанием ментальных ловушек (активно пользуюсь коллекцией чёрно-белых изображений, собранных +Зинаида Смирнова, ссылка для скачивания архива с картинками есть у +Yuri Eelmaa, я скачала и теперь периодически пополняю эту коллекцию). Каждая глава книги посвящена описанию одной ментальной ловушки. Даны советы по её идентификации, показана связь с другими ловушками, а также даны некоторые советы по выходу из них. Всего ловушек одиннадцать, я разделила их на два изображения — в той последовательности, как они идут в книге.
Очень понравилась фраза из главы про опережение: "вопросы о состоятельности жизни в целом всегда преждевременны, потому что наша жизнь ещё не закончилась".
Не могу сказать, что была согласна со всеми наблюдениями и выводами автора. Однако даже моё несогласие оставляло в сознании сомнения: "Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ!"

А вот последняя глава "Как избежать ментальных ловушек" своим содержанием разочаровала. Если главы с описаниями самих ловушек вызывали конкретные ассоциации, их практическая ценность была налицо, то и от этой главы я ждала конкретных практических рекомендаций. Но она содержала только общие философско-психологические размышления о нашем сознании, об импульсах, получаемых нашим мышлением, и просто о жизни — простой и сложной. Всё её содержание можно свести к фразе: "Будь проще, не напрягайся". Но как достичь этой простоты, как уйти от постоянного напряжения? Для меня ответ на этот вопрос так и остался неясным. Хотя сама книга в целом очень полезна. Особенно для таких людей, как я — пребывающих в постоянном напряжении, излишне серьёзных и ответственных.

Купить книгу в Озоне >>>

8 комментариев:

  1. Узнаю себя на ваших изображениях-схемах: постоянно попадаю в ловушки и наступаю на те же грабли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Александровна, вот и я себя так же узнавала, пока читала книгу. Хотя мне всегда говорят, что надо проще ко всему относиться, не зацикливаться на каких-то словах и событиях, не торопиться. А не умею. Но буду учиться. А то, как написано в главе про ускорение: хроническое ускорение — это безудержный галоп прямиком к смерти. А я ещё пожить хочу:)))

      Удалить
  2. Мария, умеете вы коротко и ясно про книжку рассказать! Особенно визуализация понравилась. Здорово сделано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, это как раз та ситуация, когда мне, изначально совсем-совсем не визуалу, чтение книг по визуализации информации формирует новые потребности. Мне теперь постоянно хочется рисовать, чертить схемы. Причём, здесь имеет место ловушка противления: каждый раз, когда хочется взять ручку и рисовать, сознание внутренне начинает сопротивляться: как так? ты же не рисуешь?

      Удалить
  3. Ваши картинки изумительны! Скачала себе, буду смотреть на них время от времени.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо! Делала их, понимая, что проблема для меня актуальна, а книга не моя. Поэтому тоже решила оставить себе как напоминание-предупреждение.

      Удалить
  4. Мария, заинтересовали! И уже в который раз :) Как же успеть столько прочитать?
    Вы написали: "Хотя сама книга в целом очень полезна. Особенно для таких людей, как я — пребывающих в постоянном напряжении, излишне серьёзных и ответственных". Мне это ой как знакомо... После прочтения в голове что-то меняется? Или книга просто показывает наши изъяны и, тем самым, побуждает еще больше напрягаться, чтобы измениться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я поначалу тоже очень страдала: как прочитать всё, чем цепляют отзывы участников проекта. А сейчас понимаю: это ментальная ловушка:) И просто чувствую себя богаче от того, что могу хотя бы познакомиться с какими-то интересными книгами по отзывам (стараюсь читать всё, что падает в ленту сообщества, просто пишу далеко не всегда, к своему стыду, ой, стоп, это тоже ментальная ловушка — реверсия), а, если повезёт, то и сама прочитаю что-то из рекомендованного другими.

      А то, что в голове меняется, думаю, уже поняли из предыдущего абзаца. да, не всегда могу точно идентифицировать конкретную ловушку, но могу точно сказать себе: стоп, это ловушка! Расслабься, Маша, и иди дальше!

      Удалить