В начале ноября мне посчастливилось вновь, спустя 22 года, побывать в Крыму — по приглашению +Yuri Eelmaa, в составе группы экспертов я принимала участие в семинаре "Артек 2.0. Перезагрузка. Проектирование образовательного события". Я работала в Артеке студенткой, в 1992 году, а потому с радостью узнавала знакомые места, которые полюбила ещё в юности. Как-то подслушала разговор +Александр Федосов и +Зинаида Смирнова о книге "Легенды Крыма", которая есть у них обоих, а потому в книжном киоске аэропорта Симферополя сразу стала рассматривать сборники крымских легенд. Вариантов было несколько, но мы с +Olga Bryksina остановились на книге составителя Д. Мелиховой. Причин было несколько. Во-первых, это структура книги: разделы книги носят региональный характер, в каждый раздел собраны легенды какого-то одного района/географического объекта Крыма: например, "Ялта", "Судак", Бахчисарай" и т. п. Во-вторых, оформление книги: великолепные литографии К. Боссоли и Ф. Гросса, пронизанные любовью к этим местам — не просто читала, но и внимательно рассматривала каждую.
С особенным трепетом читала легенды о тех местах, где была сама.
Легенду о Медведь-горе Аю-Даг впервые прочитала ещё в детстве в энциклопедии "Что такое? Кто такой?". Память сохранила очень простое и соответствующее духу времени описание: пришёл медведь, лёг попить воды, уснул, остался, пришли пионеры, появился лагерь. Книга приводит два варианта появления Медведь-горы. Первый описывает появление Великого медведя на юге Крыма как кары, которую небесный правитель послал людям, шаг за шагом осваивавшим природу этих мест, побеждающих непокорную стихию. Однако, даже грозный медведь не смог устоять против красоты этих мест, решив не разрушать их, а остаться здесь жить. И превращение медведя в гору стало наказанием небесного правителя за то, что медведь ослушался его. Второй вариант легенды более романтичный: медведь решил выпить воду Чёрного моря, чтобы вернуть уплывающую вслед за любимым девушку, которая выросла в медвежьей стае. И окаменел он, услышав песню девушки, молящей о помощи. Я поднималась на Аю-Даг только в 1992 году, жаль, не удалось в этот раз.
Помню, что легенду о скалах-близнецах Адаларах услышала, когда работала в Артеке в юности. Но у меня сохранилось в памяти, что две скалы — это две сестры-близняшки. В основе легенды, описанной в книге, лежит любовь двух братьев-близнецов к двум сёстрам — тоже близнецам. Мудрость легенды — нельзя взять силой человеческую душу, особенно если это любовь. Воинственность братьев, гордость сестёр и печальный итог: гнев царя морского, который одним ударом трезубца убил братьев, а другим — убил сестёр. И соединились их тела навеки в камне.
С особенным трепетом читала легенды о тех местах, где была сама.
Фото +Александр Федосов |
Фото +Александр Федосов |
Фото +Александр Федосов. В том самом пуловере. |
Чтение книги стало поводом в очередной раз достать из шкафа свой альбом про Артек-1992 года. Тогда не было сегодняшних возможностей сохранять в цифровом виде всё, за что цеплялся наш глаз. Но в альбоме есть фотографии тех мест, легенды о которых собраны в книге. И Русалка в Мисхоре, и гора-кузнец Демерджи, и развалины Херсонеса, и Судак... Удивительные места, с удивительной природой, историей и легендами.
А ещё, читая легенды, я опять не смогла убить в себе предметника. Тем более, что возникающие предметные идеи, тесно связаны с артековским семинаром. Одним из образовательных событий, которое проектировали на семинаре педагоги Артека, стал проект "Детское экскурсионное бюро". Сейчас сразу два лагеря Артека — "Лесной" и "Речной" — сейчас разрабатывают тематические смены, в рамках которых подростки-участники смогут получить опыт организации и проведения туристических и экскурсионных маршрутов. С точки зрения предметной составляющей, коллеги-артековцы соотносят реализацию идеи детского экскурсионного бюро, прежде всего, с предметами естественно-научного цикла. Общественные дисциплины представлены историей (что совершенно логично) и экономикой (экскурсионное бюро будет действовать в рамках экономической игры). Однако, я, как учитель обществознания, не могла не увидеть в этом содержании материал своего курса.
Прежде всего, это содержательная линия "Познание", точнее, тема "Многообразие путей познания мира". Достаточно мельком взглянуть на главу учебника, чтобы понять, к чему я веду. Исторически первой формой познания был миф. Он создаёт картину целостной жизни народа, передавая нам его опыт, культурные ценности. Но ценна не только информативная составляющая мифа. Миф назидателен, в нём есть глубокий этический смысл: передавая лучшие нравственные качества людей, миф призывает следовать их примеру. Поэтому, знакомство с легендами Крыма, может помочь в оценке значений мифа для жизни людей. Это не фантастические вымыслы, созданные невежественными людьми в условиях отсутствия научных знаний, как некоторые считают. Если в этот период истории человек боролся за выживание, какой смысл был бы рассказывать сказки друг другу? Изучая легенды как форму мифологического знания, мы тематически можем проследить межпредметные связи с литературой (не могу сформулировать точнее, но, думаю, что коллеги-литераторы меня поймут).
А ещё, поскольку раздел "Познание" является философским, здесь можно реализовать различные внутрипредметные связи. Ведь, знакомясь с легендами Крыма, ученики могут получать информацию:
- о социальных отношениях того времени и способах их регулирования (тема "Социальная структура и социальные отношения");
- о хозяйственной деятельности людей (здесь возможны разные варианты — от рассмотрения видов деятельности в одноимённой теме до определения решающего фактора экономического развития и, на его основе, в совокупности с другими факторами, определение типа общества);
- о формах и направлениях взаимодействия общества и природы (тема "Общество и природа");
- о семье, её функциях и типах, а также о традиционных семейных ценностях (тема "Семья" широко представлена в обществоведческом курсе на разных ступенях обучения).
Список можно продолжать. Хотела лишь показать, что образовательный потенциал легенд Крыма с точки зрения изучения обществознания, огромен. Причём, реализовывать его можно не только в рамках проекта детского экскурсионного бюро. Отличный вариант — парковый урок, причём, межпредметный, когда в месте, выбранном для проведения урока, удивительным образом могут переплестись география, биология, история, обществознание, литература...
Ну, вот. Писала о книге, а написала об Артеке. Потому, что для меня Крым — это, в первую очередь, Артек и его окрестности.
Ну, вот. Писала о книге, а написала об Артеке. Потому, что для меня Крым — это, в первую очередь, Артек и его окрестности.
Маша, да, Крым - жто, в первую очередь, Артек. А потом это судак - Международная конферецния "Крым".
ОтветитьУдалитьОбожала бегать по утрам в Судаке. Как я тебя понимаю)
А книга эта где-то у меня тоже была)
ЧУМработница, Ира, ну ты-то у нас красавица-спортсменка-комсомолка-активистка. А у меня с физкультурой со школы тяжёлые отношения — как-никак единственная "4" в аттестате. Но чем старше становлюсь, тем острее ощущаю необходимость физической нагрузки. Вот и нагружаю по мере возможностей и сил. В Артеке в первый день на пробежку/зарядку ушло 20 минут, а в последние дни уже 40. И чувствовала себя великолепно.
УдалитьВ Судаке меня 22 года назад крепость потрясла, конечно. А ещё очень хочу в Феодосию: в юности этот горд меня просто очаровал.