Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

среда, 19 июля 2017 г.

Леонид Тишков. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта

Эта книга из тех, что я давно ждала. Как только она появилась на сайте издательства +МИФ в разделе «Скоро», я сразу же добавила её в свой вишлист. Однако выход книги всё откладывался и откладывался. А я понемногу рисовала и мечтала: вот куплю книжку, прочитаю и — ап! — из дилетанта, который и рисовать-то начал после 40 лет, быстренько превращусь в гениального художника. Словно по мановению волшебной палочки😇. То есть, мои ожидания предполагали, что я получу в ней набор практических советов на самые разные темы, связанные с творчеством: как найти свой стиль, где искать источники вдохновения, как развить воображение... Ну, или что-то в этом роде.

Прежде чем писать дальше, раскрою вам страшную тайну (ну, или признаюсь в своём страшном невежестве): до того, как я начала читать эту книгу, я не слышала о художнике Леониде Тишкове. Я ничего не знала ни о нём, ни о его творчестве. Вот ни капельки. Ну, не знаю, как могло такое случиться. Но бывает. Хотя в аннотации написано, что Леонид Тишков — это один из самых известных современных российских художников. И ведь в ожидании выхода книги даже желания не возникало погуглить (сделала это уже после того, как прочитала книгу целиком). Ага, испытываю неловкость по поводу этого своего незнания (особенно прочитав о том успехе, который имели различные проекты художника за рубежом).

А потому я и понятия не имела, что книга эта раньше издавалась в другом издательстве (можно было давным давно купить или скачать и не маяться в ожидании). Может быть, кто-не знает имени художника, но слышал о каком-то из созданных им миров или персонажей:  Даблоиды, Водолазы, Летишков и другие  для меня они тоже стали открытием.

Не знала я и того, что художник женат на Марине Москвиной (почти четыре года назад я с восторгом прочитала её книгу «Учись видеть» — отзыв — наверняка в ней есть упоминание о её муже, ведь они вместе и в творческие экспедиции ездили, и книги совместно издавали, но в моей голове это как-то не отложилось). И вот это оказалось самым забавным: с самого начала книга Леонида Тишкова мне очень сильно напоминала «Учись видеть»: такой же доверительный тон в разговоре с читателем, множество маленьких и больших открытий, умение видеть чудесное в обыденном, встречи с интересными людьми, яркие события жизни — я прямо вспоминала свои ощущения от чтения книги Марины Москвиной. И когда в какой-то момент я поняла, что они муж и жена, это словно обухом по голове стукнули.

В общем, если вы, как и я, ждёте от этой книги каких-то советов, приёмов и техник рисования, спешу вас разочаровать. Эта книга совсем о другом. Она автобиографична. Художник пишет о себе, о своей семье, о своём пути. О том, что становится для него источником вдохновения. О мирах, созданных им — на первый взгляд, совершенно воображаемых, несуществующих в действительности, но при этом образно отражающих наш мир, его проблемы и противоречия, многообразие и целостность. О современном (и не очень современном) искусстве, его формах и проявлениях.

Леонид Тишков родом с Урала. Я сама родилась, выросла и живу на Урале, а потому мне так близки были детские воспоминания автора об уральской природе, о быте уральских городов и сёл. Автор очень бережно, трепетно пишет о своей матери, в каждом слове — любовь и уважение к ней. Он считает маму соавтором некоторых своих проектов.

Было забавным осознавать, что, при моём невежестве в отношении творчества самого Леонида Тишкова, имена почти всех художников, о творчестве которых он пишет в своей книге, мне знакомы. Глава о карикатуре вообще вызвала ностальгию — детские воспоминания о том, как моя семья всегда выписывала огромное количество газет и журналов (хотя ох, как это было непросто во времена тотального дефицита). Как достав из почтового ящика очередной номер журналов «Огонёк», «Смена» или «Человек и закон», я первым делом смотрела карикатуру в конце журнала (а про «Крокодил» и говорить нечего, меня оторвать сложно было от рассматривания карикатур), знала по имени всех карикатуристов, отличала их работы по жанрам, стилю.

Восхищает воображение художника, создавшего такое количество оригинальных миров, воплотившихся в разных художественных формах. Это не только живопись и графика, но и скульптура. фотография, видео, инсталляция и т. п. Автор словно желает показать читателю, что художник — это не только тот, кто рисует, художественный образ может существовать в самых разных форматах. Да, какие-то миры могут показаться читателю надуманными: «ах да, это же современное искусство, оно авангардно и концептуально», но вы обязательно найдёте среди огромного количества художественных проектов Леонида Тишкова тот, что поразит вас до глубины души. Для меня это проект художника «Частная луна»: в книге есть несколько фотографий с этого проекта (одна из них использована для оформления обложки), когда созданная художником модель луны (не нарисованная, настоящая, она включается и горит) светит в самых разных местах нашей планеты.

Кстати о фотографиях. Их в книге много. Эскизы, готовые работы в разных техниках, фото инсталляций и т. д. Но лично мне во время чтения не хватало цвета. Я купила книгу в электронном варианте, читала на ридере и думала, что это просто моя читалка чёрно-белая, а на самом деле иллюстрации в книге цветные. Открыв pdf-файл на компьютере, увидела, что и в этом формате иллюстрации чёрно-белые. А так хотелось рассмотреть поближе и в цвете!

Несмотря на то, что первоначальные ожидания от книги не оправдались, я не жалею, что купила и прочитала её. Для меня эта книга — увлекательная, познавательная, вдохновляющая. 

Впрочем, один совет в книге всё-таки есть.
Я могу дать ободряющий совет: перестать принимать что-либо как нечто само собой разумеющееся. С любопытством взглянуть на себя — на очень странное, наполненное чудесами драгоценное существо. И точно таким же взглядом окинуть знакомых и незнакомых прохожих.

При всей простоте, это очень важный совет. Я когда начала рисовать более или менее постоянно, то со временем стала замечать, как меняется моё восприятие. Замечаю то, мимо чего спокойно прошла бы раньше. Смотрю на самые обычные вещи: вот дерево, вот скамейка, вот цветок, и думаю: а как бы я это нарисовала. А если рисую с натуры, то после часто рефлексирую, сравнивая свой рисунок и источник вдохновения: что увидела, на чём сделала акцент. И это оказывается так увлекательно! Многие проекты Леонида Тишкова создавались в точном соответствии с этим советом. 
...вермишель, спагетти, макароны, внезапно я увидел в них запасы «нерастраченной поэзии». Случилось это так: открылась дверца кухонного шкафа, оттуда выпала пачка спагетти, рассыпалась на полу, при этом образовалась хрупкая воздушная структура, похожая на лучистый шар. Я как художник не мог не обратить внимания на ее изящество и архитектонику. Из спагетти и макарон я решил возвести солнечный город, Солнцестан, про который написал в своей поэме «Ладомир» поэт Велимир Хлебников.

В заключении ещё две цитаты из книги. Интересный факт: хулиганский, забавный, но в этом что-то есть! 
...художник по имени Робин Каннингем, более известный как Banksy <...> тайно развешивает свои работы в разных музеях. Берет и вешает холстик в Лувре или в Третьяковской галерее. Гвоздик вколотит, повесит, сфотографирует и уходит. Таким образом он осуществил эту «диверсию» уже во многих музеях. Даже не важно, что он вешает. Важно, что это вдруг появляется в зале среди классических произведений искусства и ненадолго становится музейным экспонатом.

Любимая цитата из книги
...люди приходят в этот мир с якорями на ногах и парой птиц в руках. Вся их жизнь — поиск равновесия, пытка тяжестью с отчаянной попыткой полета.

Купить книгу на Озоне >>>
Почитать описание и купить на сайте издательства >>>

5 комментариев:

  1. Маша, и я ничего не знала про Леонида Тишкова. Спасибо. Ушла гуглить и вдохновляться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо за отклик. Мне вот интересно: я тебе дарила «Учись видеть». Если книга ещё у тебя, полистай, пожалуйста: вот просто любопытно, пишет ли Марина Москвина в ней о Леониде Тишкове?

      Удалить
    2. Маш, имя Леонида Тишкова упоминается в списке фотографов на четвёртой странице. А вот на 13-ой:

      «У меня много знакомых деревьев. Близких друзей-деревьев у меня, наверное, столько же, сколько друзей среди людей. Зимой я часто катаюсь на лыжах в лесу в Переделкине. и там есть один мой любимый дуб, который я всегда обнимаю, когда еду мимо. Однажды я с ним познакомила моего мужа Лёню. Лёня остался отдыхать в Переделкине, а я поехала домой. Потом я опять вернулась, а Лёня отправился в Москву сидеть с детьми и собакой.

      Вот еду я по лесу, всё белым-бело, встречаю моё дерево и думаю: интересно, Лёня узнавал его без меня? Приветствовал ли?

      Подъехала, обхватила руками, вдруг вижу: в том самом месте, где я обычно лбом прижимаюсь к стволу, за отступающей корой белеет маленькая, почти незаметная бумажка. Я вытащила её, не без труда развернула — там было написано детским почерком, немного корявым, который вполне мог принадлежать и Лёне, и дереву: «Здравствуй, Марина!»

      Я чуть не растаяла там на снегу. И подумала: может, ради этого момента мы и встретились в этом лучшем из миров?»

      Удалить
    3. Лена, спасибо. Я знала, что так и будет! В очередной раз задумалась о том, насколько избирательно наше внимание: я совсем другое увидела в книге Марины Москвиной. Даже не обращаясь к отзыву, помню, что составила тогда список детской и подростковой литературы (по упоминаниям в книге), сравнив с тем, что читала сама. Что восхищалась тем, как пишет автор... И совсем никак у меня Леонид Тишков из этой книги не запомнился.

      Удалить
  2. да, интересно!)

    отдам сильнейшие курсы по отношениям, личностному росту, сексу, продажам, бизнесу, психологии, пишите мне сюда: victoryandvictory7@gmail.com

    ОтветитьУдалить