Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

среда, 15 апреля 2015 г.

Барбара Дайан Берри. Рисуйте свободно

Листая книгу на сайте издательства +Манн, Иванов и Фербер, первоначально отнеслась к ней скептически. Какие-то рассуждения о мозге, о психологии, философские метания автора... Показалось скучным. Однако рисунки автора книги меня покорили сразу: яркие насыщенные цвета, соединение реальных, узнаваемых образов с абстракциями, море энергии в каждом рисунке. В общем, я загорелась: хочу! Причём, сразу же решила, что буду не просто читать книгу, но и рисовать, выполняя все предложенные автором упражнения: с удовольствием вспоминаю, как вместе с дочерью рисовали весь сентябрь прошлого года по книге Марка Кистлера "Вы сможете рисовать через 30 дней" (мой отзыв на книгу): опыт чтения и рисования оказался очень позитивным, хотелось чего-то подобного. Правда, я с первых страниц пошла наперекор автору: она рассматривает свою технологию как ведение художественного дневника, скрытого от посторонних глаз. Меня не убедили доводы автора (хотя она ещё не раз по ходу книги говорила, что если мы ориентируемся на показ своих рисунков, то рисуем совсем не так), а потому я с самого начала решила, что буду не только читать и рисовать, но и писать об этом. По ярлыку рисуйте свободно собраны 18 постов с 18 выполненными упражнениями и моими мыслями по поводу каждого из них.


Рисунков у меня получилось 20: автор изначально нацеливает на повторение приведённых в книге упражнений, чем я пару раз и воспользовалась. Собрала все рисунки в коллаж.

По мнению автора, книга должна решить две задачи. "Первая — научить вас рисованию на уровне, достаточном для достижения комфорта в обращении с материалами. <...> Вторая задача — научиться видеть и передавать внутренние образы, не оценивая себя". Со своей стороны считаю, что книга выполнила обе этих задачи. Первую — потому, то никогда прежде рисование не давалось мне с такой лёгкостью (за исключением раннего детства). Не раз ловила себя на мысли, размышляя об очередном рисунке, что ещё несколько месяцев назад такое задание повергло бы меня в шок, я бы просто сказала: "Не умею/не буду/не хочу!" и отказалась бы, даже не попробовав. Рисовать без карандаша и ластика, только акварелью и кисточками разной толщины — на начало чтения для меня это было фантастикой, на конец — реальностью. Вторую — потому, что тут вообще творилось что-то невероятное. Я свой самый суровый критик, я постоянно не просто сомневаюсь, а именно обличительно-уничтожительно критикую себя, создаю себе какие-то комплексы ненужные. Здесь же у меня было такое принятие себя и своего рисования, что я уже стала забывать любимую на этот счёт фразочку о том, что "я художник от слова "худо". Какая критика, если мне всё приносило просто бешеное удовольствие: процесс рисования, получившийся результат, размышления о работе.

Вообще, говоря о задачах, считаю, что книга сделала даже больше. Задуманная как личный художественный дневник, она заставила посмотреть меня на это рисование с точки зрения решения каких-то профессиональных задач. Я не побоялась взять на фоны слайдов к презентации для своего мастер-класса на Международной конференции "Информационные технологии для Новой школы" (подробно о ней писала здесь) несколько своих рисунков.


Кроме того, структура описания каждого упражнения (и чёткое следование ей) вызывала ассоциации с процессом обучения. С одной стороны, мантра к каждому упражнению (которую я повторяла про себя почти всё время, пока рисовала). Это как необходимость запоминания, усвоения каких-то знаний. С другой — множество вопросов, отвечая на которые я размышляла о том, что нарисовала. Это и как необходимость рефлексии и развития регулятивных универсальных учебных действий, так и развитие мышления через умение задавать вопросы.

И даже постоянные отступления от самого процесса рисования в виде тех самых размышлений о деятельности мозга, философско-психологические изыскания автора, так напрягавшие меня до непосредственного знакомства с книгой (думала, что это будет скучным), читала на одном дыхании. Потому, что в них — ответы на вопросы: что происходит с моим мозгом, когда я рисую. И, надо сказать, ответы меня постоянно радовали.

Я даже отметила для себя несколько цитат из книги.
... чем больше концентрируюсь на процессе творчества, а не на результате, тем больше возрастает моя гибкость в других сферах жизни.
Точно! Проверено на себе!


... если упорство и труд приносят плоды в политике и спорте, то в делах, требующих воображения (и часто при любом обучении), приложение сверхусилий может лишь усилить недовольство, злость и спровоцировать желание всё бросить.
Я очень рада, что этого желания у меня не возникало ни разу, пока читала и рисовала. И, вероятно, одной из причин является то, что делала я всё это с лёгкостью. Это же так, развлечение, баловство. Но! Оно, оказывается, такую пользу приносит!


Представьте, как смеётся ваш мозг.
Это...заголовок одной из вставок о работе мозга во время рисования. Я рассмеялась, когда прочитала это. Потому как очень живо представила эту картинку.

Спасибо издательству за то, что перевели и дали жизнь этой книге. Я поняла, что теперь уже не могу без рисования. А потому, не успев закончить чтение/рисование по одной книге, как приступаю читать и рисовать по другой. Но это уже совсем другая история.

Купить книгу на Озоне >>> 
Купить и скачать электронную книгу на ЛитРес >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий