Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

вторник, 24 декабря 2013 г.

Том Вандервильт. Трафик

Я пешеход. У меня нет ни машины, ни даже водительских прав. Я знаю одно место в автомобиле — со стороны пассажира. Я не умею и, главное, не хочу водить машину. Я с немым восторгом (как и на всё, что недоступно моему пониманию) смотрю на людей, которые умеют это делать мастерски и понимаю: нет, не смогу. Моя давняя подруга не раз говорила мне, что в вождении автомобиля нет ничего сложного: "Ты посмотри, кто работает водителями! Это же люди, которые больше ничего не умеют в жизни делать! Так неужели мы, такие умницы и красавицы, сможем хуже?" И она действительно может. Потому как ехать с ней в машине, когда она за рулём — огромное удовольствие: процесс поездки вызывает...умиротворение и покой. Но, сколько бы она ни поучала меня о том, что машина — это свобода, я вряд ли когда-нибудь сяду за руль. Потому, что я — пешеход. И, когда я еду в машине в качестве пассажира, я начинаю тихо ненавидеть...нет, не других автомобилистов. А пешеходов. Я не хочу ненавидеть себя постоянно. Даже в прошедшем времени. Поэтому я пешеход.

Однако, так уж я устроена, что всё, недоступное моему пониманию, тянет меня, как магнитом. Поэтому, узнав, что у +Vitaliy Kochetov есть книга о дорожном движении, психологии поведения его участников, я немедленно захотела её прочитать. Чтение далось неожиданно тяжело. Нет, книга мне понравилась, читала с интересом. Думаю, дело и не в количестве страниц (327 страниц основного текста и ещё почти 100 (!) страниц примечаний, и всё это — нетипичным для книг +Манн, Иванов и Фербер мелким шрифтом), и не в сложности текста (язык отличный, каждый теоретический вывод подкрепляется большим количеством примеров — как реальных, так и смоделированных на основе анализа фактического материала). Дело в том, что я — пешеход. Предположу, что автомобилисты прочитают быстрее. На новогодних праздниках предоставится возможность проверить: книгу будет читать +Svetlana Sonina

Закончив более чем трёхнедельный марафон чтения книги (параллельно, чтобы не "выпадать из графика", прочитала два других произведения), в памяти возникла ассоциация с этой песней.


Поэтому вы можете включить звук, слушать, вспоминать молодость и читать мой отзыв дальше.

Книга рассказывает читателю, почему люди, садясь в автомобиль, ведут себя именно так, как ведут, а не иначе. Даже если такое поведение не свойственно конкретному водителю в повседневной жизни. Познакомьтесь с оглавлением: вы увидите, что заголовки свидетельствуют о том, что автор довольно иронично, с юмором подходит к описанию вопроса (в процессе чтения я постоянно улыбалась, хотя речь шла отнюдь не о весёлых вещах: просто стиль изложения такой лёгкий, доверительный, словно общаешься хоть и с профессионалом в области психологии дорожного движения, но этот профессионал — давно знакомый тебе человек).

По ходу чтения я выписывала понравившиеся цитаты. Те, которые применимы не только к дорожному движению, но и к обществу в целом, моделью которого является трафик. Далее привожу эти цитаты с небольшими своими комментариями.

  • Мы склонны переоценивать риски для общества и недооценивать риск, связанный с нами самими. Мы считаем, что необходимо контролировать поведение других людей, а не наше собственное. <...> Мы полагаем, что более жёсткие законы подходят для тех, кто в них нуждается.
И так всегда. И не только в том, что касается риска. Как гласит старинная русская пословица, в чужом глазу видим соринку, а в своём и бревна не замечаем. Вспомнился один из процессом известного русского адвоката Ф. Н. Плевако про священника, погрязшего в грехах. Речь Плевако была краткой: «Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?»

  • Когда людям показывают альтернативу, более разумную с точки зрения общественного блага, то они умудряются быстро найти объяснение, почему это не будет благом лично для них.
Любое изменение порождает неопределённость, которой человек стремится избежать всеми силами. Мы рабы своих привычек, нам сложно отказаться от чего-то устойчивого, даже если нам пообещают, что это изменение улучшит нашу жизнь. Когда ещё это произойдёт, и произойдёт ли вообще? А мы привыкли жить здесь и сейчас. Пусть с тараканами, зато с родными. Все мои ученики в 9 классе прошли через игру, которую я условно называю "Стулья". Ситуация, разыгрываемая в ней, показывает, каким образом нежелание осознать свой личный интерес как общественный, приводит к тому, что частные интересы остаются неудовлетворёнными. Умение согласовывать интересы — необходимое качество современного человека.

  • Схемы трафика — это линии наших будничных желаний. они показывают нам, кто мы такие и куда идём. При более близком рассмотрении это движение, как и все наши желания, не всегда оказывается рациональным или эффективным.
Предположим, что человек действует экономически. Тогда он поступает рационально, если при этом он удовлетворяет свои потребности, минимизируя затраты и (или) максимизируя полезность от потребляемого блага.  Другое дело, что рациональное поведение одного человека зачастую вступает в противоречие с рациональным поведением другого. Если я, возвращаюсь вечером с остановки домой, иду по тротуару, на котором выстроились машины, то стараюсь выражаться максимально сдержанно (хотя ребёнок всё равно говорит: "Мам, ну, что ты ворчишь! Они же тебя всё равно не слышат!"), хотя пар выпустить очень хочется. Но то, что для меня является рациональным — идти по тротуару, вступает в противоречие с пониманием рациональности владельцев автомобиля, который, бросая автомобиль (как правило, застрахованный) на тротуаре, экономит деньги на стоянку.

  • Я всегда говорил: мне всё равно, идёте вы пешком или едете в машине. Вы человек, и я обращаюсь к вам как к человеку. Я хочу, чтобы вы тоже вели себя как человек. Мне всё равно, как и на чём вы перемещаетесь.
Как там говорят: плюс стопитьсот! Комментарии излишни.

  • Светофоры определяют приоритет, но не обеспечивают безопасность.
Читая о том, что большинство водителей никак не реагирует на дорожные знаки типа "Осторожно, дети!" или "Животные на дороге", сразу вспомнила знак студии Артемия Лебедева "Фары и ремень".

  • Ключ к пониманию дорожной культуры таков: законы — всего лишь её часть. Не менее, а то и более важны культурные нормы и общепринятые правила поведения. Зачастую законы и есть зашифрованные нормы.
Правовой обычай как источник права возник из правил поведения, повторяющихся так часто, что вошедших в привычку, а потому получивших одобрение государства. Любые социальные нормы призваны регулировать отношения в обществе и способствовать предотвращению негативных форм отклоняющегося поведения. Написала это и подумала: вот какую книжку мне в руки не дай, я обязательно найду в ней содержание обществоведческого курса. это уже профессиональное.

  • <...> коррупция — признак нехватки веры в закон.
Только сегодня приводила на уроке в 11 классе данные, которые показывают изменение ВВП России с учётом теневой экономики.

  • Цифры не заставляют нас уделять больше внимания проблеме, а парализуют.
Вспомнила своего преподавателя по риторике в вузе: она учила нас во время публичных выступлений переводить цифры в образы, которые легко представить в своём сознании. Кстати, все статистические данные, приведённые в книге, тут же расшифровываются в легко осознаваемых ассоциациях.

  • Общество склоняется к мысли, что быстрая езда — неотъемлемый атрибут жизни, связанный с большими расстояниями <...> Более высокая скорость означает, что время важнее расстояния.
Мы живём в обществе, где скорость и комфорт являются базовыми ценностями. Напишу сейчас банальную вещь: давайте в этой гонке не потеряем друг друга. Сейчас подумала: в свете прочитанной книги совершенно по-иному зазвучала для меня любимая песня Алексея Носова "Птицы"...


В целом книга понравилась, не жалею, что потратила на неё столько времени. Пока читала, буквально на ходу вытаскивала из неё примеры для уроков (как раз изучали проблемы общественного прогресса, а там у меня одно из заданий идёт стандартно: каковы положительные и отрицательные последствия быстрой автомобилизации городов — вот книга-то и пригодилась). Понравились экскурсы в историю организации дорожного движения, а также рассказы о различных подходах к нему в разных странах. Единственное, что сильно разочаровало — так это то, что примечания сделаны не подстрочными сносками, а концевыми, а это, как я уже написала, почти 100 страниц текста. В начале чтения я ещё "бегала" туда-сюда, потом бросила: слишком много энергии на этот процесс уходило. По мне лучше было бы, если все примечания были бы оформлены прямо на конкретных страницах. По крайней мере, те из них, которые включают в себя не ссылки на источники фактического материала, данных экспериментов, а конкретизирующие, уточняющие материал основного текста.

Купить книгу в Лабиринте >>>
Купить книгу в Озоне >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий