Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

четверг, 17 июля 2014 г.

Хоаким де Посада, Элен Сингер. Не набрасывайтесь на мармелад

Прочитав несколько художественных произведений, поняла, что соскучилась по литературе по саморазвитию, личностному росту, популярной психологии. В электронной книге у меня скопилось немало книг издательства +Манн, Иванов и Фербер, скачанных во время различных акций, проводимых издательством для своих читателей. Размышляя над тем, что бы почитать, поняла, что мой расслабившийся на берегу моря мозг не желает сильно напрягаться, а потому остановилась на короткой (менее 100 страниц) книге, которую можно прочесть очень быстро. Книга привлекла ещё и тем, что про эксперименты с мармеладом (вообще-то в оригинале был использован зефир, но на русский язык переводят именно как мармелад, поскольку данный сорт зефира в России не распространён) я читала и раньше. Одной из наиболее ярких иллюстраций «мармеладного эксперимента» является выступление на конференции TED (не встраиваю видео в сообщение: в последнее время Google отображает такое содержимое только при загрузке небезопасного скрипта). Посмотрите его: оно захватывает, веселит, поражает и мотивирует одновременно. Кроме того, докладчик  один из авторов книги.

Сейчас, после прочтения книги появилась идея использовать ролик (его можно посмотреть на уроке) и книгу (которую желающие могут быстро прочесть в качестве подготовки к выполнению домашнего задания) в качестве артефакта для изучения темы «Деятельность человека: содержание и структура». Идея, как это сделать, есть, реализую в будущем учебном году. 

Книга делает ещё одну попытку объяснить причины успешности одних людей и не успешности — других. Для меня идеи, описанные в ней, являются продолжением того, о чём уже читала в книге Келли Макгониал «Сила воли» (мой отзыв на книгу), однако, предложенные в ней рекомендации настолько элементарны, что можно попробовать применять их в действии прямо по ходу чтения. Надо просто … перестать есть появляющийся перед вами мармелад. 


Для меня эти рекомендации очень актуальны ещё и потому, что по своей природе я как раз тот самый «поедатель мармелада». Вот лишь два примера, подтверждающих это. 



  • В моём детстве, которое пришлось на советский период 70-х — начало 80-х годов прошлого века, конфеты и прочие вкусности были в дефиците. Потому, когда они появлялись у нас дома, родители делили поровну между мной и сестрой, выдавая каждой её долю. Я сразу съедала всё, что мне давали, тогда как сестра припрятывала свою часть, а потом ела её у меня на глазах, растягивая удовольствие. Помню, как я сердилась на сестру, а сейчас смотрю на эту ситуацию с точки зрения «мармеладного эксперимента». Если посмотреть на нас двоих сейчас, то, оценивая наши достижения с опорой на предложенные в книге критерии успешности, можно сделать вывод: +Svetlana Sonina, безусловно, более успешна. 
  • Мои родители очень хотели, чтобы по окончанию школы, я получила высшее образование в одном из столичных вузов. Они верили в меня, считая, что я смогу выдержать вступительные экзамены. Однако я панически боялась не поступить, считала, что это будет ударом по моей успешности. А мне очень хотелось быстрее стать самостоятельной и жить отдельно от родителей (лукавила, конечно: ведь я не отказывалась при этом от их поддержки). Но хотелось бы больших, нежели при поступлении в московский вуз, гарантий. Поэтому я реально струсила. Я даже не стала подавать документы на журфак, хотя четыре последних школьных года достаточно серьёзно занималась журналистикой, решив, что поступить в педагогический институт будет проще (хотя, в своё оправдание, могу сказать, что факультет я выбрала с самым высоким на тот момент конкурсом). Так что, мой путь в профессию учителя не сопровождался рассказами на тему: «Я всё детство любила играть в школу и проверять тетрадки» - ничего подобного в моём детстве не было, а был, скорее, делом почти случайным. 
В начале книги есть загадка (не буду приводить её текст, чтобы не лишать удовольствия тех, кто захочет прочесть книгу сам), которая заканчивается следующими словами: «...решение прыгнуть и прыжок — это не одно и то же». Сколько раз я принимала решения, которые так и оставались не реализованными на практике: навести порядок в шкафу, записаться, наконец, к стоматологу, делать зарядку по утрам, сесть на диету... А всё потому, что в конечном итоге я выбирала другой вариант — «съесть мармелад». 

В книге два действующих героя: успешный бизнесмен Джонатан Терпеливинг и его шофёр Артур. Последний является типичным «поедателем мармелада». Но, в ходе долгих бесед со своим шефом, который построил свой бизнес, основываясь совершенно на противоположных принципах (по сюжету в детстве он был одним из участников «мармеладного эксперимента», Артур постепенно развивает в себе способность оттягивать вознаграждение ради будущих достижений. Понятно, что оба персонажа — условны, но на примерах их диалогов моделируется использование «теории мармелада» в любом возрасте для достижения значимых целей в разных сферах деятельности. К тому же, все приведённые Джонатаном Терпеливингом примеры — это истории жизни реальных людей. 


В заключении отзыва хочу привести несколько цитат из книги: 

  • ...мы не можем контролировать других людей и большинство происходящих с нами событий. Мы можем контролировать только наше поведение. А уже наше поведение может оказывать колоссальное влияние на поведение других людей. Наша реакция на событие важнее, чем событие само по себе. 
  • Чтобы получить от других людей то, что ты хочешь, необходимо пробудить в них доверие и желание помочь тебе. 
  • ...успех зависит не от твоего прошлого или нынешних обстоятельств, а от твоего желания делать то, что требуется для достижения успеха... 
  • Сопротивление мармеладу — дело нелёгкое и непопулярное. Наша жизнь во многих отношениях превращается в фастфуд. Наша культура, как на индивидуальном, так и на корпоративном уровне, зиждется на немедленном вознаграждении, немедленных выгодах, немедленной прибыли. Что необходимо сделать в первую очередь — это пересмотреть свои приоритеты.<...>Не обвиняйте своё прошлое (и не слишком полагайтесь на него). Важно то, как вы обходитесь с вашими сегодняшними активами, как используете свой талант, образование, выносливость, деньги...
Купить книгу на Озоне >>>
Купить книгу в Лабиринте >>> 
Купить электронную книгу в ЛитРес >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

6 комментариев:

  1. Мария, да я где-то про такой эксперимент читала, а потом на канале "Наука 2.0" была передача об этом эксперименте. Только мне почему-то показалось, что показывали русских детей. Может быть, и в России проводили подобный эксперимент? А еще сейчас мне это напомнило фокус с собакой. На нос собаке кладут кусочек сыра и дают команду: "Нельзя!" Бедная собака: мучается, слюни текут, кажется, что она покрывается потом, но не есть. Только раздается команда: "Можно!" - сыра как не бывало. К чему шутливая история про собаку? Мне кажется, что не стоит так однозначно, на уровне рефлексов толковать "успешность-неуспешность" во взрослой жизни. Да, интересны параллели, но не более того... Сильно напоминает мнение британских ученых.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, про российский эксперимент не слышала.

      А по поводу рефлексов, то, ясное дело, эксперимент с мармеладом/зефиром очень условный. Но умение проявлять выдержку, работать на отложенное вознаграждение, как мне кажется, очень важно.

      Удалить
  2. Ролик офигительный. Хохотала вместе с публикой конференц-зала. Смысл книги понятен, и она, конечно, полезна - хотя я избегаю чтения таких книг: поздно пить боржоми. Но для учителей - самое то.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, а я считаю, что никогда не поздно. Поэтому меня такие книги здорово мотивируют. А ролик да, один из моих любимых.

      Удалить
  3. Мне кажется, Мария, что отношение к поеданию мармелада может меняться с годами. Если в детстве мы съедали все конфеты сразу, то теперь я к ним отношусь очень прохладно. Конфеты могут неделями лежать в холодильнике или в серванте, и только дочь их уничтожает))) Таково и отношение к деятельности: выносить решение, а потом его выполнить. Совпадает ли с теорией поедания мармелада? )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, а я ужасная сладкоежка! Хотя если ома нет сладкого, я не страдаю. Но если есть, не успокоюсь, пока не съем всё. А теория поедания мармелада - это теория отложенного вознаграждения. Я вот, например, 10 лет снимала квартиру, вместо того, чтобы взять ипотеку и платить за своё жильё. Это пример, который характеризует меня как поедателя мармелада.

      Удалить