Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

пятница, 8 мая 2015 г.

Никита Непряхин. Как выступать публично

На днях коллега, увидев, что я читаю, воскликнула: "А то ты не знаешь, как выступать публично!" Конечно, учителям в силу специфики профессии постоянно приходится выходить к классу, делиться своим опытом на совещаниях методических объединений и профессиональных конференциях. Но, на мой взгляд, это совершенно не означает, что учитель не должен совершенствовать свои навыки публичных выступлений. Как не означает, что любой учитель — хороший оратор. Тем более, учителю не просто приходится постоянно выступать публично — хороший учитель ещё и развивает эти навыки у своих учеников. Мало самому быть более или менее хорошим оратором, а вот как научить искусству выступать других людей? Именно этими вопросами задавалась я, покупая себе эту книгу. Хотя вышла на неё совершенно случайно. Заказывала другую книгу этого автора — "Аргументируй это", но попутно положила в корзину ещё одну. В итоге, именно с неё и начала знакомство с автором.

Казалось бы, тема публичных выступлений настолько "заезжена" в бизнес-литературе, начиная с того момента, как издали книги Дейла Карнеги, что сложно найти что-то новое, полезное, цепляющее читателя. Однако, я очень рада, что купила и прочитала эту книгу сразу по нескольким причинам.

Во-первых, структура книги. Её определяет подзаголовок: "50 вопросов и ответов". Автор — известный бизнес-тренер — собрал самые распространённые вопросы, которые ему задают слушатели, посетители сайта, читатели книг, и ответил на ней в своей книге. То есть, вместо привычных разделов/частей/глав — вопрос-ответ. О том, как выбрать тему и подобрать материал. Как побороть страх и как заинтересовать слушателей. Как бороться с шумом в зале и можно ли читать по бумажке.

Во-вторых, лаконичность ответов. Никакой воды, всё по существу. Ответ на один вопрос, в среднем — полторы-две страницы.

В-третьих, стиль автора. Не назидательно-поучительный: вот я такой крутой бизнес-тренер сейчас приду и вас всех научу. Нет. Сам формат вопросов и ответов уже настраивает на диалог, на доверительный стиль изложения. С первых страниц автор ненавязчиво располагает к себе читателя, автору хочется верить. Автор пишет легко, с юмором. Поэтому прочитала тоже легко и с удовольствием.

В-четвёртых, это универсальность книги. И начинающий, неопытный оратор, и человек, который постоянно выходит к аудитории, найдут в ней что-то полезное для себя. Казалось бы, с точки зрения теории публичных выступлений я чего-то принципиально нового для себя не узнала. Однако моя копилка скороговорок пополнилась, как и копилка интересных примеров, которые можно использовать в своих выступлениях. Я получила понимание логики и структуры того, как учить публичным выступлениям других людей, мне понравился подход автора к целеполаганию (варианты формулировок целей, предложенные автором, универсальны). Обычно я перед важным и ответственным выступлением работаю на то, чтобы справиться со страхом и волнением (делаю дыхательную гимнастику), теперь поняла важность разогрева дикции (к примеру, если в какой-то день у меня много уроков, предполагающих значительную речевую нагрузку, замечаю, что к последним дикция начинает сильно хромать — теперь я знаю, что можно сделать в этой ситуации). Очень понравился также развёрнутый (пожалуй, это самый большой по объёму ответ в книге) ответ на вопрос "Как реагировать на каверзные вопросы?" Автор делает попытку классификации возможных техник: читала и узнавала себя в каких-то ситуациях, радовалась, как ребёнок, что интуитивно нашла нужный способ реагирования.

В общем, книга мне понравилась. Немного наивным показались неоднократные вступления к некоторым ответам в виде историй про некоего Ефима Петровича — что-то вроде рефрена, или мыльной оперы. Хотя и эти, смоделированные на основе обобщения опыта автора, были вполне уместны в контексте тех тезисов автора, которые они иллюстрировали.

Мне немного не хватило более глубокого рассмотрения техники речи. Я страдаю от быстрого темпа и периодически возникающих слов-паразитов, которые привязываются ко мне, как репейники. Ещё с институтского курса риторики (с благодарностью вспоминаю своего преподавателя Рыжкову Галину Семёновну) помню, что лучший способ здесь — постоянный самоконтроль, но вдруг с тех пор что-то новенькое появилось (здесь я похихикала над своими постоянными "да" и "так сказать").

И, наконец, в чём я не совсем согласна с автором, так это про необходимость визуального сопровождения. Автор не то, чтобы его отрицает, но делает акцент на то, что это совершенно необязательная часть. Я же считаю, что визуал должен быть всегда. Да, совершенно необязательно, чтобы это была именно презентация. Ролик, слайд-шоу, предмет, с которым докладчик работает во время выступления, записи на флипчарте, раздаточный материал... То, что наилучшим образом способствует поддержке слов оратора. Всё-таки большинство людей лучше воспринимает информацию, когда она подкреплена визуальными образами. Кроме того, автор призывает ораторов не зависеть от техники. Понятно, что форс-мажор может случиться всегда. Однако мы всё же живём в обществе высоких технологий. Вспомнилось, как меня на профессиональном конкурсе спросили: "А что Вы будете делать, если отключат свет?" Было смешно, если честно. Я-то справлюсь (хотя с электричеством всё же лучше), ведь начинала свою педагогическую деятельность ещё в докомпьютерную эру, но без света трудно будет не только мне, но и тому, кто задал вопрос — ведь пострадают многие системы жизнеобеспечения.

Первоначально думала: прочитаю эту книгу и подарю кому-нибудь. Сейчас решила оставить себе: и самой полезно, и дочь подрастает. А умение выступать публично, как верно заметил автор, это "ключ от многих дверей, за которыми могут скрываться самые смелые ожидания и перспективы".

Купить книгу на Озоне >>>
Купить бумажную книгу на ЛитРес >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

2 комментария:

  1. Спасибо за обзор! Обратите внимание, что у Непряхина есть еще несколько книг, которые, на мой взгляд еще лучше этой. Это "Убеждай и побеждай" и "новенькая" "Аргументируй это" - http://80na20.blogspot.ru/2014/11/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, да, я читала, что у него вышло несколько книг. Но для себя остановилась на двух: "Как выступать публично" купила из-за того, что в ней освящены различные аспекты публичных выступлений. "Аргументируй это!" читаю сейчас: потребность отработать именно этот аспект высока. Плюс книга привлекла меня отличной визуализацией.

      Удалить