Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

пятница, 3 января 2014 г.

Михаэль Энде. Бесконечная книга

Продолжаю читать книги по списку Марины Москвиной, собранного мной из книги "Учись видеть"Среди множества томов Коллекции приключений и фантастики, "Бесконечная книга" Михаэля Энде привлекла своей сказочной обложкой: мальчик едет верхом на фантастическом чудовище. Аннотация к повести обещала, что "вас ждёт встреча с настоящим волшебством", а в первые дни нового года как никогда хочется волшебства и чудес. Это стало ещё одним аргументом в пользу книги. Кроме того, если другие книги и авторы из "списка Москвиной" были мне хотя бы знакомы, то название книги и её автор мне вообще были не знакомы, даже написать было нечего в табличке со списком, кроме как "не читала". И начать читать.

Страна Фантазия, в мир которой попадает главный герой, мальчик Бастиан, — сначала, читая книгу, а затем, шагнув из мира книжного в мир сказочный — так вот, эта страна со своим очень разнокалиберным народцем и фантастическими местами (одни названия чего стоят: Ревучий лес, Сквозные горы, Древняя Морла, Атрей, Эргамуль, Йиха — можно продолжать этот список, он такой же бесконечный, как сама книга) напомнила мне сказочный мир Толкина. Аурин, оберегавший Бастиана в Фантазии, как посланника Детской королевы, и позволявший ему исполнять желания вызвал ассоциацию с Кольцом Всевластья. И, хотя сюжет оригинален именно за счёт пересечения миров (в книге история мальчика написана курсивом, история Фантазии — обычным шрифтом), когда порой не понимаешь: где граница между этими мирами, между правдой и вымыслом, между реальностью и фантазией, сходство сюжетных линий состоит в необходимости преодоления трудностей главным героем. А Толкин — это один из моих любимых авторов в юности, с его книгами связано много приятных воспоминаний. Я его книги внесла в список (существует только в моём сознании): "Книги, которые меня перепахали". Поэтому и книгу Энде читала легко и с удовольствием. Хотя не считаю себя любителем такого рода литературы (после увлечения Толкиным пробовала читать фэнтэзи других авторов — совсем не пошло).

Несмотря на то, что книга детская, она побуждает к размышлению над очень серьёзными проблемами.
  1. Любой выбор имеет свою цену. В мае 2013 г. моя ученица +Евгения Удалова делала доклад на школьной конференции — промежуточной аттестации по обществознанию за курс 10 класса на тему "Проблема выбора" (черновик доклада можно посмотреть здесь, презентацию к докладу — здесь). Она пыталась продемонстрировать, что проблема выбора — центральная проблема общества в любой из сфер: экономике, политике, культуре, социальных отношениях. К примеру, в экономике ценой выбора является то количество товаров и услуг, от которых приходится отказаться в пользу выбранного, то есть, альтернативная стоимость. Почему-то именно экономическое трактование цены выбора вспомнилось мне при чтении книги. За каждое своё желание, исполнить которое помогал Бастиану Аурин, мальчик платил одним из своих воспоминаний.
  2. Фантазия — удел юных. А иначе почему повелительница страны Фантазии в книге носит имя Детской Королевы? Почему спасти Фантазию от разрушения, когда в какой-то момент страна начала превращаться в Ничто, мог только человеческий ребёнок (именно им и был Бастиан)? Как-то не по себе стало от осознания этого. Всегда считала себя человеком с богатым воображением, такой романтичной барышней-мечтательницей. Но ведь мечтать и фантазировать — это не одно и то же! Посмотрите работу +Екатерина Пирожкова (задание можно прочитать здесь), выполненную на основе выступления на конференции TED девочки-подростка Адоры Свитак "Чему взрослые могут научиться у детей": а вы можете видеть мир так, как его видят Адора и Катя? А ещё мне вдруг вспомнился собственный скепсис в отношении фантазий моей дочери +Diana Sonina по поводу своего будущего. Оказывается, нет во мне, взрослом человеке, такой способности к фантазиям. Правда, в конце книги выясняется, что в Фантазии до Бастиана побывал владелец антикварного магазина, откуда Бастиан и украл "Бесконечную книгу" (или не украл, или не бесконечную, или не книгу — в общем, я запуталась), но ведь автор ничего не говорит нам о том, в каком возрасте он там побывал. Вероятнее всего, в детском.
  3. Без прошлого нет будущего. Сначала Бастиан начал по одному терять свои воспоминания о жизни в мире людей. Он делал это легко: кому приносят радость воспоминания о собственной неуспешности, когда ты на вершине славы? Затем он начал отказываться от тех, с кем свела его судьба в Фантазии. Чем это закончилось? он уже почти дошёл до "точки невозврата", и только колоссальный труд по поиску своего сна помог ему начать возвращать воспоминания о себе, об отце, о прежней жизни. Вспомнилась ситуация более чем 10-летней давности, когда, поступив в престижный московский вуз (став призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников), один мой ученик написал смс-ку примерно такого содержания: "Вы испортили мне жизнь. Если бы не Ваша дурацкая экономика, я бы занимался физикой или математикой и поступил бы в МИФИ или в МФТИ". А, стоит отметить, что до занятий экономикой, он не занимался вообще ничем, был тихим и незаметным старшеклассником, и именно занятия экономикой (успехи в которой очень удивили многих в школе) "потащили" за собой всё остальное. Одна знакомая-психолог тогда сказала мне, что ситуация, конечно, неприятная, но вполне объяснимая: человек просто не хочет помнить ничего из того, что связывает его с периодом собственной неудовлетворённости, в том числе, людей, которые помогли ему выйти из этого состояния, ведь они помнят его совершенно другим. Бастиан только в Фантазии смог стать успешным, живя среди людей, он подвергался нападкам со стороны одноклассников и учителей. Этим и объяснялось его нежелание возвращаться обратно,  а также стремление разорвать связи со всеми, кто помогал ему на пути к успеху. Отсюда вытекает ещё одна проблема, которую ставит книга:
  4. В каждом человеке живёт воля к власти, в которой он видит способ улучшения своей жизни, считая, что именно власть даёт ему доступ к другим дефицитным ресурсам общества. В какой-то момент Бастиан стал напоминать мне Старуху из пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке" (кстати, вы знали, что это очень политическая сказка? Когда-нибудь я обязательно напишу об этом): как Старуха не могла умерить свои желания и, получая одно, стремилась к ещё большему, пока, возжелав стать Владычицей морскою, не оказалась у разбитого корыта, так и Бастиан в какой-то момент решил, что он может занять место Детской Королевы и был жестоко наказан.
  5. Полюби себя таким, какой ты есть. Хочешь что-то изменить в себе — меняй. Но делай это с любовью к себе. Желая навсегда остаться в Фантазии, Бастиан хотел забыть то, что он не любил: себя — неуклюжего толстяка, которому с трудом давалась учёба в школе; отца, который стал для него чужим после смерти матери; одноклассников и учителей, которые смеялись над ним. Однако, останься он в Фантазии, конец повести был бы печальным. И не только для мальчика, но и для двух миров — мира страны Фантазии и мира людей. Отсюда ещё один вывод —
  6. Всё в мире взаимосвязано.
Не уверена, конечно, что смогла бы вытащить из книги эти проблемы, прочитав её в детском возрасте. Скорее всего, в первую очередь обратила бы внимание на то, что это книга о дружбе, преданности и верности, о стремлении человека быть любимым, о том, что все дети любят сказки и т. п. Это всё к уже не раз написанному — надо, надо читать взрослым детские книги и обсуждать их вместе со своими детьми.

Читать книгу онлайн бесплатно без регистрации с рекламой >>>

4 комментария:

  1. Одна из моих любимых книг, прочитанных в детстве)) Не знаю на сколько раз её перечитала. После вашей рецензии захотелось снова взять в руки эту книгу!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо! Рада, что мой отзыв вызвал добрые детские воспоминания.

      Удалить
  2. Мария, большое спасибо Вам за отзыв! Честно говоря, я эту книгу не читала, но много раз в детстве смотрела фильм "Бесконечная история" и помню, как сильно переживала за героев и судьбу страны Фантазии!
    Мария, я всегда с удовольствием читаю Ваши обзоры книг - с вдумчивым, глубоким и структурированным анализом прочитанного! А вот у меня от чтения только эмоции и ощущения, которые иногда трудно выразить словами :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Katja, спасибо! Я вот и фильм тоже не смотрела. Именно в этом проекте я начала чувствовать, сколько интересного прошло мимо меня в детстве и юности (хотя я была очень читающим ребёнком). И прошло бы ещё больше, если бы вовремя не задумалась и не начала читать мало-мальски системно.

      Рада, что нравятся мои отзывы. Это мой вечный перфекционизм: ко всему отношусь серьёзно и ответственно: раз взялась за что-то, стараюсь относиться неформально. А отзывы помогают мыследеятеьности, а как письменную речь развивают! Чувствую сама, что стала легче и лучше писать.

      Удалить