Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

понедельник, 31 октября 2016 г.

Кьяртан Поскитт. Математика для взрослых

Те, кто меня знает/читает в курсе, что я люблю современную переводную литературу по математике. А если к тому же книга выходит в любимом издательстве +Манн, Иванов и Фербер, это значит, что я её обязательно куплю и прочитаю. Эту книгу купила ещё летом, прочитала в сентябре, ну, а с отзывами у меня в последние месяцы совсем плохо дела обстоят.

Книга маленькая, меньше 200 страниц, много изображений — то есть прочитать можно быстро. С точки зрения математического аппарата в ней нет ничего нового (для человека, даже поверхностно знакомого с математикой, а сами математики, наверное, вообще сочтут, что эта книга — курам на смех) и сложного (я гуманитарий, и это первая из прочитанных переводных книг по математике, в которой мне было понятно абсолютно всё), но при этом прочитала с удовольствием. Не раз ловила себя на мысли: как жаль, что некоторым вещам не учили на уроке математики ни меня — в советской школе, ни мою дочь — в современной российской. Для мотивации к изучению предмета в книге достаточно идей.

Во-первых, это практическая направленность книги. Лайфхак из первой же главы — "Сложение" — о том, как быстро проверить кассовый чек из супермаркета (очень актуально для таких, как я: пришла в магазин за мукой, вышла с полной корзинкой), оказался очень простым и красивым. Проверила его действие во время первого же похода в супермаркет — работает! С тех пор это действие вошло в привычку: даже если я не планирую целенаправленно проверять чек, делаю это автоматически. А главы, посвящённые процентам, содержат поучительную информацию о расчёте налогов и долговых обязательств по кредитам.

Во-вторых, даже те главы, где я для себя не видела практической пользы в явном виде, предлагали информацию, которая просто оказывалась любопытной (ну, или это мне всегда интересно). Особенно в этом плане меня радовала глава про вероятность (что-то я вообще не помню, чтобы мы это изучали в школе, ну, или кто-то проходил, а я в это время проходила мимо). Если в одной комнате собрать 30 человек, какова вероятность того, что двое из них родились в один день? Ответ меня поразил. А если вы играете в покер или делаете ставки на спорт, то найдёте много любопытных трюков.

В-третьих, я люблю различные математические трюки. Вижу описание очередного, и во мне сразу просыпается ребёнок, готовый с азартом попробовать в разных вариантах. Чем я и занималась во врем чтения. Причём, математическое объяснение меня здесь мало интересовало (как пишет автор, "...разобраться в этом поможет алгебра, однако есть объяснение получше — это магия", вот для меня каждый такой трюк — это магия), но с детьми в школе как мне кажется, как раз можно разбираться в премудростях алгебры на таких вот забавных трюках. Вот только один из них:
  • выберите любое четырёхзначное число, чтобы все его цифры были разными;
  • переставьте цифры, расположив их задом наперёд;
  • вычтите меньшее число из большего;
  • сложите отдельные цифры результата;
  • получится 18.

А вот что не понравилось в книге, так это то, что какие-то советы автора не упрощают, а только усложняют понимание. Особенно это касается умножения и деления больших чисел. Запись в столбик отличается от привычной нам, умножение через ячейки требует подготовительной работы... Порой кажется, что цель автора изобрести новый изощрённый способ счёта, а не облегчить жизнь тем своим читателем, кто с математикой всегда был на "Вы". В общем, если кто-то из родителей решит, что с помощью этой книги он сможет помочь с математикой своему ребёнку, он может только усложнить дело.

Купить книгу на Озоне >>>
Почитать описание и купить на сайте издательства >>> 

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Мария! Спасибо за обзор книги! Я тоже не великий математик, но вот моему сыну,любителю и почитателю точных наук, думаю, будет крайне интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Алексеевна, спасибо за отклик. Если сын увлечён математикой, книга может показаться ему простой. По ярлыку "Математика" Вы можете посмотреть мои отзывы на другие книги по теме: возможно, что-то покажется более интересным.

      Удалить
    2. Мария, спасибо! Думаю, будет интеренсно и моим коллегам - учителям математики. Прошу перепоста в нашем сообществе! Спасибо!

      Удалить
    3. Люда, перепостила. Для математиков она, конечно, совсем простая. Но мне нравится сам факт, что сразу несколько издательств последние несколько лет выпускают книги, которые, как мне кажется, популяризируют математику, снимают с неё ореол недоступности для многих и необходимости наличия каких-то сверхспособностей для понимания.

      Удалить
    4. Мария, очень интересный отзыв, спасибо. Была в раздумьях - покупать эту книгу или нет. наверное, воздержусь))).
      Заинтересовало упоминание о способе деления. В Америке делят иначе, нежели мы привыкли. Получается так https://drive.google.com/open?id=0B6gVIiaOU-LhX3NPUWd5cGhLSXc
      (на втором листе ответы)

      а вот так они делят с остатком: https://drive.google.com/open?id=0B6gVIiaOU-LhbW9ubEE3bTRjVzQ

      Голову сломала - КАК это можно объяснить)))

      А то, что в последнее время появляется много книг, популяризующих математические знания и умения - это здорово. Обидно, что авторы иностранные. Значит, у них это востребовано, а мы чем хуже?

      Удалить
    5. Лада, с точки зрения глубины математического содержания, эта книга - самая слабая из всех, что я прочитала. Но у неё другая задача. Базовые математические понятия объясняются в ней простым языком и на жизненных примерах. Если читая "Симпсонов..." или "Красоту...", я периодически ломала мозг, пытаясь понять, о чём идёт речь (что, к слову, совсем не лишало меня удовольствия от чтения), то в этой книге всё далось легко. С точки зрения обществоведа это сродни разнице между элитарной и массовой культурой.

      А с делением, да та ещё головоломка. Столбики вообще странные. Хотя, как я понимаю, это дело привычки.

      Удалить
  2. Какая интересная книга! Как раз для нас, гуманитариев, кто математику учил только в школе 100 лет тому назад! Мария, не хотите стать тоже постоянным читателем моих блогов "Волшебный фонарик" и Блог Кота Васьки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за отклик. Вы меня уже приглашали, и я к Вам заглядывала несколько раз. У Вас очень добрые, тёплые блоги.

      Удалить