Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

среда, 6 января 2016 г.

Всеволод Соловьёв. Хроника четырёх поколений. Книга четвёртая. Изгнанник

Три первые книги были наполнены историческими событиями, автор постоянно показывал их влияние на жизнь семьи Горбатовых. Автор уделял значительное внимание описанию реальных исторических персонажей, которые активно взаимодействовали на страницах эпопеи с персонажами вымышленными. Четвёртая книга совсем другая. Историческая эпоха — середина XIX века — является лишь фоном для описания непростых взаимоотношений между членами семьи. Из декабристской ссылки возвращается Борис Горбатов. Когда его осудили, он был молодым мужчиной, вернулся уже почти старик: не столько во возрасту, сколько по объёму пережитого. Он потерял в Сибири любимую жену (последовавшую за ним в Сибирь ещё в статусе невесты), детей. Его родной брат Сергей, по вине которого в общем-то Борис и оказался осуждён в своё время, погибает на полях сражений, чувствуя свою вину перед семьёй в целом и перед братом в частности. Борис возвращается в родное Горбатовское и застаёт в соседнем с ним имении, принадлежавшем когда-то его покойной матери, других своих родственников: жену брата, его сыновей со своими жёнами и детьми. Всех их объединяет только фамилия, в остальном — это очень разные люди, которым порою непросто даже друг с другом. А тут ещё возвращение родственника, которого многие из них и не знали.


История предстаёт в "Изгнаннике" только, пожалуй, предчувствием скорой отмены в России крепостного права. О необходимости этого говорил ещё в первых книгах Сергей Горбатов, а здесь главный герой четвёртой книги Борис Горбатов показан как человек, опередивший своё время. Вернувшись домой, он осуществил мечту, которую считал делом своей жизни: освободил несколько тысяч принадлежавших ему крепостных душ и побеспокоился об их дальнейшем устройстве. При этом Соловьёв мягко и ненавязчиво намекает читателю, что освобождение крестьян от крепостного состояния не всегда оказывалось положительным для самих крестьян. Привыкнув к такой подневольной жизни, получившие своё зависимое состояние по наследству, не все могли распорядиться своей свободой. Многие оказывались дезориентированы, им трудно было найти место в условиях изменившегося статуса.

В остальном — исключительно семейные взаимоотношения. Чувство любви и чувство долга: любовь Николая Горбатова к жене своего старшего брата, любовь взаимная, тем не менее, хоть и вызвала много страданий у обоих, но высокие нравственные принципы, воспитание не дали им разрушить свои семьи. Тайны юности, грехи, совершённые в молодости, вдруг всплывают с неожиданной стороны: бывший любовник жены погибшего Сергея Горбатова угрожает раскрыть тайну своего сына, хоть и признанного Сергеем как своим. В предсмертном письме Сергей открывается Борису о том, что у него есть незаконорожденный сын, и просит брата разыскать его и как-то принять участие в его судьбе. Богатство Горбатовых подорвано тем, что в каждом поколении обязательно находится игрок, долги которого уменьшают фамильное состояние.

Увеличивается и число героев книги: автор порой увлекается описаниями подробностей жизни второстепенных персонажей.

В итоге книга из исторической эпопеи постепенно превращается в женский роман. Возможно, автор таким образом поддерживает интерес к многотомному произведению, однако мне было гораздо интереснее читать, наблюдая за тем, как судьба семьи оказывается неразрывно связанной с судьбой страны. А в "Изгнаннике" история — лишь бледный фон. Хотя читала всё равно с удовольствием. Язык автора, стиль изложения, понимание того, что вот так жили люди в нашей стране менее 200 лет назад, интересные сюжетные ходы, характеры героев, их поступки, которыми восхищаешься или негодуешь, но в любом случае не остаёшься равнодушным — всё это удерживает внимание читателя.

Купить книгу на Озоне >>>

2 комментария:

  1. У нас в домашней библиотеке целая полка (почти) книг Вс. Соловьёва, изданных в 90 годах 20 века.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Георгиевна, я уже решила, что обязательно прочитаю что-то ещё у этого автора. Посмотрела библиографию – есть из чего выбрать.

      Удалить