Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

суббота, 10 октября 2015 г.

Майк Роуди. Визуальные заметки на практике. Продвинутые техники скетчноутинга

Полтора года назад я с восторгом читала первую книгу Майка Роуди, изданную на русском языке издательством +Манн, Иванов и Фербер (мой отзыв на неё). С того самого момента я перестала конспектировать вербально, а начала пытаться рисовать скетчи везде, где требовалось как-то зафиксировать информацию: на конференциях конспектировала выступления и материалы мастер-классов, проходя МООС, рисовала скетчи видеолекций. Глядя на мои эксперименты, свои визуальные конспекты начали создавать и некоторые мои ученики. +Анна Павлова, создав единожды домашний скетч, начала рисовать на уроках изучения нового материала (раз и два). Постоянно рисовала и +Василиса Ковалёва — на уроках (пример 1 и пример 2) и дома, причём, не только индивидуально, но и в процессе групповой работы над темой (пример).

В моей сумке теперь постоянно лежит маленький скетчбук, чёрная гелевая ручка, а также пенал с цветными карандашами. Поэтому, когда издательство анонсировало выход второй книги Майка Роуди, ждала её с нетерпением.

Если первую книгу читала довольно медленно, выполняя все упражнения, предлагаемые автором (первые "Визуальные заметки" были разрисованы мною в процессе чтения), то вторую прочитала очень быстро. И, несмотря на большое количество упражнений, выполнять их в книге не стала. По крайней мере, пока. Потому как читала и какие-то идеи автора сразу применяла на практике — ведь книга именно об этом! Всего в ней девять глав. Самой технике создания скетчей посвящены только первая и последняя главы. В первой главе Майк Роуди делает краткий обзор содержания предыдущей книги: что такое скетчи, из каких элементов они состоят, основные шрифты, типографика, виды скетчей. В последней главе автор словно возвращает нас к началу, показывая более сложные варианты того, о чём он уже писал (к примеру, как усложнить в скетчах рисование человеческих лиц и фигур, какие ещё шрифты можно использовать в скетчах и т. п.). остальные главы о том, где и по каким поводам можно рисовать скетчи, какие особенности рисования скетчей в той или иной ситуации, какие задачи они могут решать. Оказывается, с помощью скетчей моно не только документировать какие-то активности для профессиональных целей. Можно рисовать в скетчах еду и путешествия, с их помощью можно планировать деятельность и активизировать мышление.

Приведу лишь несколько примеров скетчей, нарисованных по ходу работы с книгой.

Меня позабавило предложение автора сделать скетч со списком покупок. Однако, планирование похода в супермаркет помогает избавиться от спонтанных покупок и уберечь свой кошелёк. Почему бы не сделать это визуально? К тому же, на момент создания первого рисованного списка покупок у меня сложилась такая ситуация, что в течении предыдущей недели я что-то забывала купить. И этого "что-то" набралось на целый список.
С этим списком я и отправилась в магазин. Просто ходила по торговому залу, держа в руках свой скетчбук и отмечая галочками те товары, что уже положила в корзину. По ходу обнаружила, что в "Пятёрочке" проблема с уксусом — в тот день в магазине не оказалось ни уксусной кислоты, ни яблочного уксуса. А потому спустя несколько дней состоялся новый поход в магазин, и новый список.

Очень ценным для меня оказались советы автора по рисованию в скетчах каких-то процессов, в том числе, рецептов приготовления каких-то блюд. Я уже несколько лет не покупаю хлеб, пеку его сама, используя профессиональные концентрированные хлебные смеси. Но каждый раз я напрочь забываю, что и в каком количестве закладывать в хлебопечь. Я записываю список на каких-то листочках, потом эти листочки теряю, пишу снова... В общем, я решила сделать скетч с универсальным рецептом, подходящим для любой хлебной смеси.
Теперь я знаю, где у меня зафиксирован рецепт. Но — что удивительно: когда я в очередной раз пекла хлеб, впервые рецепт мне не понадобился. Видимо, в процессе рисования как-то всё, наконец, отложилось в памяти.

Кстати, о процессе рисования скетчей. Удивительно, но это не отнимает много времени. Как раз ровно столько, чтобы информация, которую заносишь в скетч, отложилась в голове.

Одна из глав посвящена создаю скетчей фильмов, телевизионных программ и других видов медиа. Первоначально мне она показалась достаточно бесполезной (в сравнении с другими главами). Но вот буквально свежий скетч. Рисовала перед тем, как сесть за отзыв. Я редко смотрю телевизор просто так, бесцельно. Но неделя выдалась настолько напряжённой, что захотелось вечером просто забраться на диван и посмотреть что-то, не требующее серьёзного осмысления. Дочь села смотреть шоу "Танцы", я пристроилась рядом. Но руки сами собой потянулись к карандашам и скетчбуку. И вот что получилось.
Не знаю, для чего это. Просто так. Наверное, для того, чтобы развивать технику создания визуальных заметок.

И, конечно, я не забываю о визуальных заметках для своей профессиональной деятельности. Пару недель назад я общалась со старостой класса (в котором я классный руководитель), параллельно фиксируя основные идеи нашего разговора на листе бумаги. Я не успела закончить разговор, как ученица выдернула у меня лист с получившимся скетчем и убежала, забрав его с собой. Вероятно, в нём что-то есть!

Создавая рабочие листы к урокам обществознания в 8 классе, я использую готовые чёрно-белые рисунки, создавая для учеников основу для их будущего визуального конспекта.

А уже на уроке ребята добавляют к этой основе понятия, их признаки, причинно-следственные связи между объектами, процессами и явлениями. А ещё — цвет (да, да, у меня на уроках можно рисовать и раскрашивать). Много думаю в последнее время над тем, что наше образование очень вербальное, оно не учитывает возможности визуального мышления. А ведь для многих ребят визуальный канал очень важен. Достаточно, например, заглянуть в электронную тетрадь десятиклассницы +Аленка Мезенцева: вся её работа с содержанием курса (неважно: в классе или дома) построена на визуализации информации.

В общем, книга будет полезна всем, кто интересуется визуализацией информации. В ней нет ничего лишнего — только множество примеров скетчей, которые хочется рассмотреть до мельчайших деталей (попутно восхищаясь колоссальной работой переводчика: одно дело, когда идёт речь о переводе сплошного текста, другое — когда надо перевести/перерисовать скетч). Любимое издательство порадовало в очередной раз!

Добавлено 11.11.2015
Написала Майку Роуди через твиттер. Вот...


Купить книгу на Озоне >>>
Купить бумажную книгу на ЛитРес >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Мария Николаевна! Видела первую книгу в магазине, как-то прошла мимо... Теперь задумаюсь, Ваше впечатление заразительно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте. Я после первой книги перестала конспектировать традиционным способом. А вторая продемонстрировала мне, что возможности применения скетчей более широкие, чем мне казалось.

      Удалить