четверг, 15 июня 2017 г.

Лоуренс Стейнберг. Переходный возраст. Не упустите момент

Опять в черновиках болтается куча сообщений, напоминающих о том, что книги прочитаны, но отзывы на них так и не написаны. Как-то не удаётся мне писать последний год. Но об этой книге надо написать обязательно. Ждала её выхода с того самого момента, когда она только появилась на сайте издательства +МИФ в разделе «Планируем издать». В краткой аннотации к книге было написано: «Лучшая книга о том, как понимать подростков». Я всегда скептически отношусь к подобным заявлениям. К тому же, на тот момент я уже прочитала пару книг на тему психологии подростков (раз, два), причём, книг очень разноплановых. А потому сильно сомневалась, что меня можно чем-то удивить. Но книгу всё же купила (не зря же я её ждала) и прочитала. А теперь смело говорю: если у вас ребёнок-подросток, или если вы работаете с подростками, вам обязательно надо прочитать эту книгу.

Правда, начав читать её, вы, как и я, можете испытать очень противоречивые чувства. В первой части книги автор много пишет о современных исследованиях в части развития мозга вообще и мозга подростков в частности. Несмотря на то, что автор пытался честно упрощать текст для непрофессионалов (это чувствуется), мне было тяжело продираться через некоторые термины. Хотя уже здесь меня порадовали мысли автора, позволившие укрепиться в собственных убеждениях.
«Автоматическое повторение не слишком эффективно для стимулирования изменений головного мозга. Для того, чтобы в полной мере использовать свойство пластичности мозга, необходимо поставить перед собой задачу, несколько превосходящую вашу возможность её выполнить»
Думаю, очень актуально для многих педагогов. Не знаю, сколько времени должно пройти, чтобы из наших школ исчезло поклонение перед зубрёжкой. Да, какие-то вещи надо учить. Но знания и понимания многих других можно добиться иными методами. И здесь же — о задачах, которые мы ставим перед учениками. Не раз слышала от коллег, давно работающих в школе, что им приходится постоянно упрощать материал и занижать требования к учащимся. А родители любят тему «Ужас! Наши дети перегружены!». А потому меня так порадовал разговор, состоявшийся несколько месяцев назад с родителями одной ученицы, которые попросили почаще ставить её в ситуацию вызова, давать ей более сложные задания, чтобы они заставили её, как в спорте (девочка профессионально занимается спортом), мобилизовать ресурсы, взяться с азартом за выполнение.
И ещё одна цитата на тему развития мозга в подростковом возрасте:
«...люди, готовые к интеллектуальному вызову и открытые всему новому в периоды повышенной пластичности мозга, например в юности, сохраняют окно пластичности мозга открытым в течение долгого времени»
В общем, те, кто сильнее напрягается интеллектуально в молодости, имеют больше шансов к интеллектуальной сохранности в зрелости.

Что вызывало у меня наибольший дискомфорт в первой части книги, так это то, что автор использовал особенности развития мозга подростков как оправдание всем их действиям. Вроде бы логично, но когда автор пишет о снисхождении к подросткам, из раза в раз демонстрирующим безответственное поведение или даже совершившим преступления, это казалось, по меньшей мере, странным. Он, подросток, садится в подвыпившем состоянии за руль, совершает ДТП, в результате которого погибают люди, а мы его — понять и простить?

В общем, в какой-то момент я отложила чтение книги и отправилась со всеми своими сомнениями к нашему школьному психологу. Она клиницист, её мнению я доверяю. Слушая мои жалобы на на трудности чтения, она лишь кивала с улыбкой, подтверждая, что в нейробиологии действительно разобраться не так-то просто. А когда я попыталась высказать своё возмущение по поводу требуемой автором по снисходительности и лояльности по отношению к подросткам, она воскликнула что-то вроде: «Да! Да! Автор действительно об этом пишет? Он прав на 100%! Читайте, читайте, это правильная книга!».

И всё, дальше читала книгу уже очень легко. Делая по ходу чтения многочисленные стикеры-закладки. Что-то удивляло, что-то подтверждало уже имеющиеся знания или догадки, что-то радовало и даже восхищало. Самыми удивительными для меня оказались современные представления о длительности переходного периода и его последствиях. То, что каждое новое поколение вступает в пубертатный период раньше, чем предыдущее, давно известно. Но вот то, что и срок пубертата продлевают сегодня вплоть до двадцати с хвостиком лет, оказалось полной неожиданностью. Общество вешает ярлыки на современную молодёжь, обвиняя её в инфантильности, отсутствии ответственности и навыков саморегуляции. Но это, как оказалось, ещё подростки со свойственными им трудностями переходного периода. И вот что интересно. Учёные считают, что общество должно стремиться к тому, чтобы всеми силами способствовать откладываю раннего начала подросткового возраста. Да, да, несмотря на физиологию, есть целый ряд факторов социального характера, которые могут воздействовать на эту самую физиологию. Как пишет автор, «...подростковый возраст начинается с биологии и заканчивается социологией».

А вот затянутый срок переходного периода, как оказалось, может оказаться очень полезным. Главное — чем наполнен этот возраст, насколько подросток и его семья вкладываются в развитие мозга в это время. А потому, по мнению учёных, социальная дифференциация общества идёт на пользу подросткам из благополучных семей, которые могут себе позволить длительное получение ребёнком образования (часто не одного), путешествия, откладывание начала систематической трудовой деятельности в пользу саморазвития в разных сферах, соответствующую социокультурную среду.

Немало внимания в книге уделено профилактике рискованного поведения и её связи с развитием навыков самоконтроля. Все, кто работают с подростками, постоянно сталкиваются с месячниками/неделями и проч. по профилактике чего-то там рискованного. Вот вам ответ автора по этому поводу: «Программы, направленные на развитие у подростков общей способности к самоконтролю имеют гораздо больше шансов на успех в борьбе с рискованным поведением, чем те, которые лишь информируют об опасности рискованного поведения». А после, в главе «Необходимость изменения системы школьного образования» описывает минимально необходимое содержание этих программ более подробно.

Сильно озадачили меня фрагменты книги, посвящённые развитию некогнитивных навыков, их важности. Настойчивость, усердие, добросовестность, саморегуляция... Как можно диагностировать эти навыки у подростков (стандартизированные школьные методики направлены на исследование когнитивных навыков)? И ещё важнее — как влиять на их развитие со стороны семьи и образовательных организаций? В книге есть отдельные разделы о роли системы образования и роли семьи, приведены конкретные практические рекомендации родителям и педагогам. Понравилось, что в заключении эти рекомендации приведены в виде основных тезисов.

И, напоследок, ещё одна цитата из книги:  «...нужно обратить более пристальное внимание на то, как общество в целом воспринимает молодых людей. Во многом те, кто больше всего нуждается в нашей поддержке  меньше всего её получает...в большинстве случаев то, как мы относимся к молодым людям, полностью противоречит тому, что говорят нам о подростках научные исследования».

Купить на Озоне >>>
Почитать описание и купить на сайте издательства >>>

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Мария Николаевна! Вот что бы я читала, если бы не Вы :) Спасибо за очередную подсказку, обязательно воспользуюсь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте. Я рада, что могу помочь Вам определиться с кругом чтения. Книга действительно важная и для родителей, и для педагогов

      Удалить